Учебно-оздоровительная работа
Медицинский персонал данных учреждений отвечает за создание в коррекционном учреждении охранительного режима для воспитанников со сниженной работоспособностью; организует для них индивидуальный щадящий режим (предоставление дополнительных дней отдыха в течении недели, выделение времени для проведения занятий физкультурой, спортивных мероприятий на воздухе, прогулок ).
Медицинский персонал оказывает помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе с учетом особенностей развития детей, дает рекомендации по психолого-медико-педагогической коррекции, подбору профилей трудовой подготовки, профориентации и последующему трудоустройству.
В ходе лечебно-профилактической работы и восстановительного лечения врачи проводят:
- изучение состояния здоровья каждого воспитанника, вновь поступившего в учреждение;
- проведение психолого-медико-педагогических конференций, консилиумов по обсуждению психофизического состояния отдельных воспитанников, трудных, как в диагностическом, так и в лечебно-коррекционном отношении;
- консультирование воспитанников при необходимости лечения в специализированном медицинском учреждении;
- организует комплексные медицинские осмотры воспитанников в соответствии с существующими нормативами.
В коррекционном учреждении 1-2 вида особое внимание уделяется сохранению остаточного слуха воспитанников с динамическим аудиометрическим исследованием, наблюдением за динамикой слуховой функции каждого ребенка в процессе работы по развитию восприятия. Даются рекомендации к применению звукоусиливающей аппаратуры, лечению острых заболеваний полости носа, носоглотки и среднего уха.
В коррекционном учреждении 3-4 вида лечебная работа направлена на максимальное восстановление и охрану зрения воспитанников:
- консервативное лечение глазных болезней (медикаментозная терапия, физиотерапия…);
- назначение очковой коррекции;
- своевременное направление воспитанников, нуждающихся в хирургическом лечении в стационар.
В коррекционном учреждении 5 вида проводится медикаментозное и физиолечение, закаливание, лечебная физкультура, массаж, психотерапия. В учреждении 6 вида осуществляется психоневрологическое лечение, оказывается протезно-ортопедическая помощь, проводится лечебная физкультура, бальнеоклиматотерапия.
В учреждениях 7,8 видов основными задачами является коррекция астено- невротического состояния, активация интеллектуальных функций, клиническая дифференциальная диагностика форм ЗПР и умственной отсталости. Проводится медикаментозное и психотерапевтическое лечение.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте общие и специфические принципы организации системы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с отклонениями в развитии в России.
2. Назовите типы специальных образовательных учреждений в нашей стране.
3. Чем отличается учебно–воспитательного процесса и лечебной работы в различных типах специальных учреждений?
4. Почему учителю начальных классов массовой школы необходимо знать особенности развития аномальных детей?
5. Как организуется учебно-оздоровительный процесс?
Литература:
1. В помощь директору специальной школы: Сб. руководящих и инструктивных материалов /Под ред. Г.Д. Кузнецова. – М., 1982.
2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонения в развитии. – М., 1973.
3. Дефектологический словарь. – М., 1996.
4.Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность. Дефектология. – Киев, 1984.
5.Коррекционная педагогика /Под ред.Б.П.Пузанов.- М., 1998
6.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика.- М.,1997
7.Специальная педагогика /Под ред Н.М.Назаровой.- М., 2000
8.Трошин О.В. Дети с девиацией развития.- Н.Новгород, 1998.
Лекция 24. Психолого – медико – педагогическая консультация
В настоящее время ведущей тенденцией коррекционной педагогики является интеграция деятельности медицины, психологии и педагогики для решения общих проблем детей с отклонениями в развитии. Это определило необходимость создания медико–психолого-педагогических консультаций /ПМПК/ районного, городского и областного уровня, а также комплексных реабилитационных центров для всестороннего лечения, например, речевых нарушений, ДЦП и т.д.