Сен Лазар в Отене

В тимпане собора Сен-Лазар в Отене (1130—1140) в сцене «Страшного суда» рядом с грозным и величественным образом Христа изображен почти гротескно-комедийный эпизод взвешивания добрых и злых дел умерших, сопровождающийся плутовством дьявола и ангела, причем дьявол дан одновременно страшным, безобразным и смешным. В бургундской школе появляются и более человечные, поэтично-прекрасные образы. К ним относится рельеф с изображением скользящей среди колышащихся трав и обремененных плодами деревьев Евы (собор в Отене), целомудренной, не ведающей зла, наивно срывающей плод запретного древа познания. Ее лицо обаятельно, ее тело исполнено пластической гибкости, движения плавны и текучи.

Собор Сен-Лазар (1120–1132) в Отене (Autun), Бургундия, был перестроен в готическом стиле, но сохранил свой знаменитый тимпан и капители, автором которых признан мастер Жильбер. На тимпан помещен Страшный суд с ангелом и демоном, взвешивающими души. Среди капителей колонн портала наиболее хорошо сохранились ближайшие к дверям – смешной Валаам на ослице в одеянии пилигрима и сердитый молодец с колотушкой, пытающийся оглушить фантастического полузверя-полуптицу.

 

 

3. Портал Сен-Пьер в Муассаке (ленгедокская школа)

К типическим чертам лангедокской школы начиная с 20-30-х гг. 12в. Относится повышенная эмоциональность и драматичность образов при полной их условности. Фигуры резко удлинены; драпировки часто производят впечатление чешуи или представляют собой складки, образованные на гладкой поверхности двойными или тройными бороздами. Наиболее полно особенности уже вполне сложившейся лангедокской школы проявились в порталах церкви Сен Пьер в Муассаке и церкви в Суйяке.

Важный шаг на пути объединения скульптуры и архитектуры в единое целое был сделан мастерами южного портала церкви Сен-Пьер в Муассаке. Здесь столкнулись и начали взаимодействовать два магистральных принципа средневекового искусства: восходящий к античности изобразительный, пластический, и варварский, фольклорный — плоскостной и орнаментальный. Изображенная над входом апокалиптическая сцена как бы рождается на глазах у зрителя из беспокойного хаоса форм и линий. Взгляд лишь постепенно охватывает сфокусированную полукруглым обрамлением центральную группу — огромного неподвижного Христа в окружении апокалиптических символов и серафимов. Двадцать четыре старца, располагающиеся в три яруса подле Христа, вскинув головы, взирают на второе пришествие. Их жесты и позы выражают различную степень экстатического потрясения. Старцы и Христос в Муассаке не действуют, но пребывают. Рельеф предстает как огромное окаменевшее видение, в котором остановилось время.

Портал в Муассаке поражает взволнованной динамикой орнаментально трактованного целого. Тимпан над входом представляет мистическую сцену из Апокалипсиса: старцы поклоняются Христу во славе. Поле тимпана, за исключением центра, заполнено тесно расположенными в несколько ярусов фигурами старцев. Однако глубокий рельеф используется не для раскрытия характеров героев, а для создания напряженной и резкой игры цвета и тени, созвучной напряженному ритму беспокойно изогнутых фигурок. Они образуют как бы зыбкий узорный фон, на котором выступает центральная группа: Христос во славе, окруженный ангелами и традиционными символами четырех евангелистов. Сделав эту группу неизмеримо крупнее, чем старцев, мастер этим архаическим приемом грубо, но убедительно выделил центральную часть композиции.

4. Южная Франция и антикизирующий стиль.

Отличительной особенностью трехнефных церквей Прованса (Сен Трофим в Арле), церковь в монастырском городе Сен Жиль) является главный портал, представляющий собой однопролетную или трехпролетную арку, богато украшенную скульптурой. Такое решение, возможно, было вызвано обращением к традиции римских триумфальных арок, которые сохранялись на территории южной Франции. В Бургундии и на севере строились преимущественно базиликальные церкви с высоким средним нефом.

 

Скульптура Прованса во многих отношениях близка по духу к романской скульптуре северо-итальянских городских коммун. Своего наивысшего развития она достигла в последней трети 12в.в фасадных композициях церкви Сен-Жиль и церкви Сен Трофим в Арле.

 

Фасад Сен Жиль дю Гар слагается из трех широких полукруглых арок-порталов, прорезающих плоскость стены. Они связаны общим карнизом, который поддерживают колонны. Между центральной и боковыми арками находится широкий фриз со сценами из Страстей Христовых. Среди колонн с коринфскими капителями в прямоугольных нишах, обрамленных каннелироваными пилястрами, помещены статуи апостолов. Две из них имеют подпись мастера. Композиция замечательна соразмерностью своих членений и общей уравновешенностью. Она свободна от духа мрачного экстаза и беспокойной динамики, который мы наблюдаем в порталах в Везеле, Отена и Муассака.

Статуи апостолов при некоторой угловатости их сдержанных движений и жесткости, в моделировке объемов отличаются естественностью пропорций. В отличие от статой Лангедока фигуры не висят на плоскости стены, а упираются ногами в землю – провансальские святые крепко стоят на земле.

Чужд мастерам прованса и дух смутной взволнованности, символичности, присущий образам Лангедока. Формы, сохраняя свою обобщенную простоту и условную декоративность, приобретают человеческую содержательность и своеобразную одухотворенную музыкальность.

Сен-Жиль-дю-Гар:

ПРОТОРЕНЕССА́НС (от греч. protos — "первый"; франц. Renaissance — "возрождение") — исторический период в развитии средневекового искусства Италии XIii—XIV вв., предшествующий эпохе Итальянского Возрождения второй половины XV — начала XVI в. Этот период характеризуется антикизирующими тенденциями, т. е. стремлением художников использовать традиции античного искусства. Этап "предвозрождения" наблюдался в искусстве разных стран (см. Каролингское Возрождение; Македонское Возрождение; оттоновское возрождение; "русский ренессанс"; штауфеновский ренессанс), однако только в итальянском искусстве он имел далеко идущие последствия.

Скульптура в нише за колоннами портика. Сен Жиль дю Гар.

Скульптурная школа Прованса позже других выступила на историческую арену и создала свои главные произведения последней трети XII века. Античные памятники в долине Роны воспитали глаз провансальских мастеров, а карьеры Прованса снабдили их хорошим мрамором. Порталы, похожие на римские триумфальные арки, меандр, листья аканта, розетты, коринфские капители и каннелированые колонны составили арсенал скульптурной и архитектурной декорации порталов церквей в Сен-Жиль-дю-Гар и Сен Трофим в Арле. Знание древнего искусства позволило скульпторам создать полные достоинства фигуры святых. Рельеф провансальской скульптуры высок, пропорции близки реальным, под тяжелыми складками одежд проступает тело. Античные мотивы подвергнуты романской стилизации, ощутима тяжелая масса камня. В церкви аббатства Сен-Жиль-дю-Гар впервые в монументальном искусстве Европы появляется подробное изображение страстей Христовых.

 

Церковь Сент-Трофим в Арле:

Скульптура портала церкви Сен Трофим в Арле отличается еще большей композиционной уравновешенностью, чем скульптура в Сен Жиль, но и большей жесткостью и холодностью в обработке. Обоим порталам свойственно четкое членение на основные части. Фигуры апостолов, украшающие портал церкви Сен Трофим, поставлены в прямоугольные ниши, разделенные колоннами. Группа Христа во славе, окруженного символами евангелистов, занимает весь тимпан, сосредотачивая на себе внимание зрителя. Для старцев выделена специальная зона в виде фриза, пересекающего весь портал.

5. Западная Франция( Пуату – своеобразное расположение скульптуры на фасаде): Ангулемский собор

Скульптурный декор на фасадах церквей Пуату строился на сочетании относительно крупных по размеру объемных статуй святых и сочной декоративной резьбы, заполняющей плоскость фасада и служащей как бы фоном для, статуй

 

Нотр-Дам-ля-Гранд

Школа Пуату – скульптура Нотр Дам ля Гранд в Пуатие. Иной принцип размещения - сплошное покрытие фасада пластическими фризами. Особенности иконографии и стилистики в связи с этим.

http://bruxelloise-ru.livejournal.com/99776.html (тут детально разобран фасад, очень много изображений, не стала вставлять)

http://solonata.livejournal.com/46900.html очень полезно в целом по романским школам

 

Над входной дверью можно видеть групповой горельеф с изображениями Адама, Евы и Навуходоносора II — здесь иллюстрированы эпизоды из Библии. Избранные сцены, взятые из Ветхого и Нового Заветов, рассказывают о Благовещении и Воплощении Господа на земле в лице Иисуса для спасения человечества. Слева направо можно видеть сцену первородного греха, вавилонского короля Навуходоносора, пророков Даниила, Моисея, Исайю и Иеремию. Выше, над аркадами установлены статуи двенадцати апостолов и двух епископов. В соответствии с местной традицией епископами считаются Святой Иларий из Пуатье и Святой Мартен из Тура. Искусствоведы не находят в этих фигурах портретного сходства и считают епископов преемниками апостолов; поэтому их и установили на одном уровне. И наконец, ещё выше находится представление Второго Пришествия Христа (или Судный день) — Иисус показан вертикально стоящим в мандорле в окружении Херувимов, Солнца и Луны.

В 1562 году при разграблении Пуатье гугеноты разбили головы у фигур, поскольку считали их еретиками. В XVII веке в результате деятельности торговцев солью, чьи цеха располагались напротив фасада, произошло повреждение известкового камня статуй.

 

Однако суровость архитектуры смягчается в церквях Пуату обилием декора. О характере его дает яркое представление западный фасад церкви Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье. Нижний ярус этого фасада расчленен тремя арками. Их косые срезы, уходящие в толщу стены, украшены рядами колонок, поддерживающие постепенно сужающиеся архивольты. Наиболее глубоко это «перспективное» обрамление средней арки, в которой располагается главный вход в церковь. Боковые арки не имеют проемов, это лишь ниши, расчлененные еще более мелкими арочками. Над порталом на центральной оси фасада находится большое окно. Почти вся поверхность стены покрыта скульптурой. Она украшает капители и архивольты, тянется узким фризом над арками нижнего яруса, располагается по сторонам окна, наконец, выходит даже на венчающий фасад ступенчатый фронтон, где помещен медальон с фигурой Христа в окружении символов евангелистов. Такое обилие скульпуры на фасаде встречается лишь в некоторых храмах западной Франции. В церквах других областей скульптурный декор обычно локализуется в определенных местах, чаще всего, обрамляя порталы.