Проблема познаваемости мира в философии. Познавательное и ценностное отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Многообразие форм познания.

Общественное сознание и его структура. Индивидуальное и общественное сознание. Формы общественного сознания. Общественная психология и идеология.

С позиции общегносеологического понимания сознание предстает как социальная форма отражения, интегрирующая в себе все его последовательно возникающие в процессе эволюции природы и общества черты: вторичность и изоморфность в отношении отражаемого (физическое отражение), информационнность (физиологическое отражение), субъективность (психика), идеальность (сознание человека). Поскольку же человек – существо социальное, то проблема сознания приобретает еще одно важное измерение – идеологичности.

Сознание индивида и общественное сознание образуют противоречивое единство. В индивидульном сознании отражается личностное бытие человека, в общественном – социальное бытие людей. Специфическим качеством и высшим выражением сознания у человека как члена общества является его самосознание. Оно есть осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысление своих поступков и отношения к другим людям. Самосознание человека приобретает еще большую общественную значимость при сочетании с его собственной волей. Воля – это способность сознания направлять поведение человека.

Под идеологией понимается совокупность теоретически оформленных воззрений, обеспечивающих конкретному социальному субъекту обоснование своих целей в сохранении или изменении наличных общественных отношений. Иделогия – это сознание, цементирующее массовые действия и канализирующее их в определенном направлении. Идеологию, как правило, вырабатывают теоретики (идеологи), обладающие временем и способностями для специальных занятий духовной деятельностью и обоснования потребностей и интересов соответствующей общности людей. Если идеология – социально-орентированный теоретический компонент общественного сознания, то общественная психология является тем его образованием, которое воспроизводится непосредственно и стихийно в жизни людей как их чувственно-практическое отражение и переживание социального бытия. Сферу общественной психологии составляют как динамично меняющиеся духовные процессы, так и сравнительно консервативные феномены сознания (обычаи, традиции, черты национального характера).

Человек является частью природы; природа и человек устроены так, что человек способен адекватно и с необходимой в каждом конкретном случае полнотой познавать природное и общественное бытие. Не существует никаких принципиальных границ на пути бесконечного движения субъекта к более адекватному и исчерпывающему постижению реальности.

Идея познавательности мира является весьма общей, приемлемой для большинства философов и философских школ, в том числе и для многих идеалистов, при этом, правда, каждый философ конкретизировал ее в соответствие с «духом» своей системы. Например, у позднего Шеллинга эта идея нашла выражение в его теории абсолютного тождества идеального и реального, в которой он пытался пантеистически примирить противоположность духа и материи.

Философы, которые отвергают идею познаваемости, составляют лагерь агностицизма (Юм, Кант и др.). Агностицизм опирается на следующие основные аргументы: 1) субъект замкнут в мире своих ощущений (субъективный идеализм); 2) если даже объективный мир существует, то – поскольку все человеческие образы субъективны – мы не можем знать, каков мир на самом деле, каковыц вещи «в себе»; 3) мир бесконечен в своих свойствах, поэтому познать его исчерпывающе и до конца невозможно.

Энгельс отмечал, что самое решительное опровержение этого учения заключается в практике. Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что сами его производим, вызываем из его условий, заставляем егоу тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит конец. Химические вещества, образующиеся в телах животных и растений, оставались такими «вещами в себе» до тех пор, пока органическая химия не стала приготовлять их одно за другим; тем самым «вещь в себе» превратилась в вещь для нас.

Конкретные вещи, явления, процессы, на которые непосредственно направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, называется субъектом познания. Отсюда следует: познание – это специфическое взаимодействие между субъектом и объектом, конечная цель которого – достижение истины.