РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНАЯ И

Итоги

В период перестройки (1985-1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена система тоталитарного режима. Общество стало открытым внешнему миру. На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начали формироваться элементы гражданского общества. Однако экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал. В результате вслед за очищением социализма от тоталитаризма последовал крах самой социалистической системы. Крушением СССР завершился горбачевский период перестройки.

 

13 РОССИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

Одна из самых актуальных задач современного периода – сохранение территориальной целостности России. В 1991г. возникла угроза распада России. Республики, входившие в РСФСР, заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий, автономные области (кроме Еврейской) также объявили себя суверенными. Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из состава Федерации.

К 1992 г. отношения России с субъектами Федерации были до известной степени урегулированы. 31 марта 1992 г. в Москве был подписан Федеративный договор, определивший взаимоотношения между субъектами Федерации (республика, край, область, округ) и границы государства. 9 апреля 1992 г. договор был одобрен VI съездом народных депутатов РФ.

В настоящее время в Федерацию входит 21 автономная республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федеративного значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 10 автономных округов.

Вместе с тем, подписание договора не прекратило региональных конфликтов. В октябре-декабре 1992 г.обострился конфликт по территориальному вопросу между осетинами и ингушами. В конце 1992 г. в Москве пришлось использовать армию для разведения враждующих сторон.

После длительных переговоров 15 февраля 1994 г. был подписан договор между РФ и Татарстаном на особых условиях.

Особенно напряженно сложились отношения Центрального правительства и Чечни. 11 декабря 1994г. на территорию Чечни были введены Российские войска. Это не привело к подчинению республики федеральным законам. Затяжной конфликт несколько раз прерывался мирными переговорами. В августе 1996 г. была достигнута договоренность о прекращении военных действий и выводе Федеральных войск из Чечни к концу 1996 г., о проведении президентских выборов в республике в начале 1997 г. Вопрос о политическом статусе. Чечни был отложен до 2000 года («Хасавюртские договоренности»).

Другим важным вопросом внутренней политики было оформление российской государственности. Речь шла о выборе конкретной формы государственности: президентской республики (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право при определенных обстоятельствах распускать парламент и объявлять новые выборы), парламентской республики (сильный парламент, назначающий подотчетное ему правительство) или смешанной, президентско-парламентской республики. Сама проблема выбора неизбежно должна была привести к конфликту между президентом и парламентом.

Открытое их столкновение произошло в сентябре – октябре 1993 г. 21 сентября 1993 г. Президент подписал указ о поэтапной конституционной реформе, роспуске съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета и проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти. Руководство Верховного Совета и большинство членов Конституционного суда признали действия Президента неконституционными.

В ночь с 21 на 22 сентября вице-президент А.В. Руцкой начал формировать параллельное правительство. Ельцин предъявил народным депутатам ультиматум – покинуть «Белый дом» (Здание Верховного Совета РФ) до 4 октября. 2 октября в Москве начались демонстрации, строительство баррикад. 3 октября к 18 часам здания мэрии и гостиницы «Мир» оказались в руках восставших, была предпринята попытка штурма телецентра «Останкино».

В свою очередь, Президент объявил в Москве чрезвычайное положение и ввел в столицу войска. 4 октября в 9 часов начался артиллерийский обстрел «Белого дома». К 17 часам операция закончилась. Руководители и организаторы обороны Белого дома (в том числе Руцкой и Хасбулатов) были арестованы и отправлены в тюрьму Лефортово. По официальным данным, в результате столкновений погибло 145 человек.

Вопрос о необходимости новой конституции был поставлен в июне 1990 г. первым Съездом народных депутатов. Работа над проектом Конституции затянулась (одним из вопросов, вызывавших наиболее ожесточенные споры, был вопрос о форме государственности). В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов принял решение вынести вопрос о Конституции на Всероссийский референдум (апрель 1993 г.). Но вопрос о форме государственной власти на референдуме так и не был решен. Следующий референдум по проекту Конституции состоялся в декабре 1993 г. 12 декабря 1993 г. проект получил одобрение.

Конституцияустановила принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых является самостоятельной. Главой государства является Президент (он избирается всенародно на 4 года и определяет основные направления внутренней и внешней политики государства).

Представительная и законодательная власть – Федеральное Собрание (парламент), состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы (принимает федеральные законы, которые передаются на рассмотрение Совета Федерации, а после одобрения им – Президенту для подписания).

Исполнительная власть – Правительство, состоящее из Председателя, его заместителей и федеральных министров; судебная – Конституционный суд (разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов и нормативных актов).

Верховный суд РФ (высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам), Высший Арбитражный суд РФ (разрешает экономические споры). Судьи независимы, несменяемы, неприкосновенны и подчиняются только Конституции и федеральному конституционному закону.

Референдум по вопросу о Конституции совпал по времени с выборами в Федеральное собрание. Предвыборная борьба показала изменившуюся расстановку политических сил.

В октябре 1993 г.сторонники продолжения радикальных реформ объединились в блок «Выбор России» (лидер – Гайдар).

Представители местной и центральной администрации, выступавшие за обновление России, объединились в Партию российского единства и согласия (лидер Шахрай). В феврале оформилась Аграрная партия, выступавшая в защиту интересов крестьянства, преимущественно бывшего колхозного (лидер – Лапшин). Была восстановлена Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ, лидер – Зюганов).

Активную позицию на выборах заняли ЛДПР (лидер – Жириновский), РДДР (лидеры – Попов, Собчак), «ЯБЛОКО» (лидеры. – Явлинский, Болдырев, Лукин), Демократическая партия России (лидер – Травкин), Женщины России (лидер – Федулова) и т. д.

Голоса избирателей по выборам в Государственную Думу распределились следующим образом – из 225 мест получили: ЛДПР – 59, Выбор России – 40, КПРФ – 32, Аграрная партия– 21, Женщины России– 21, «ЯБЛОКО» – 20, ДПР – 14.

Создание Федерального Собрания и принятие Конституции способствовали стабилизации общества и 28 апреля 1994 г. по инициативе Президента большинство политических партий и общественных организаций подписали Договор об общественном согласии.

17 декабря 1995 г. состоялись выборы в VI Государственную Думу. Требования и политические платформы партий, принимавших участие в предвыборной борьбе, были определены значительно более четко. Из 43 партий и блоков (к началу 1996 г. Министерством юстиции зарегистрировано 83 партии) реально в борьбе участвовало 4 (КПРФ, ЛДПР, Наш дом – Россия, «ЯБЛОКО»). В результате КПРФ получила в Думе 36 % мест. Наш дом – Россия – 12 %, ЛДПР – 11 %, ЯБЛОКО – 10 %; 17 % получили независимые и 14 % – другие избирательные объединения. Всего в Думу избрано 450 депутатов.

В июне-июле 1996 г. состоялись выборы Президента России.16 июня 1996 г. из 10 претендентов не набрал абсолютного большинства никто. Во втором туре (3 июля 1996г.) с преимуществом на 13% голосов одержал победу Б.Н. Ельцин.

31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин объявил о своей досрочной отставке (президентский срок истекал в июле 2000 г.) и передаче полномочий В.В. Путину,который изначально получил значительное преимущество в сравнении с основными своими конкурентами. Избирательная программа В.В. Путина носила довольно общий характер, представляя собой своеобразный «синтез» консервативной и либеральной идеологии. Избирателям явно импонировали твердые обещания «кандидата № 1» создать сильное государство, установить прочную вертикаль власти, ликвидировать террористический режим и покончить с войной в Чечне и в целом консолидировать общество, преодолеть спад в экономике, обеспечить всем россиянам достойную жизнь, укрепить позиции страны на международной арене.

26 марта 2000 г. в выборах Президента Российской Федерации приняли участие 68,7 % избирателей, симпатии которых распределились следующим образом: В.В. Путина поддержали 52,94 % участников голосования, Г.А. Зюганова – 29,21 %, Г.А. Явлинского – 5,80 % (другие кандидаты получили от 1,5 до 0,08 % голосов). Преодолев 50-процентный барьер, В.В. Путин обеспечил себе победу уже в первом туре. Показательно, что ему отдали свои голоса многие избиратели в традиционно считавшихся «красным поясом» регионах (Адыгея, Ставропольский и Краснодарский края, Волгоградская, Белгородская, Челябинская и другие области).

Окончательно формирование верховной власти России завершилось в мае 2000 г. Государственная Дума утвердила в должности премьер-министра М.М. Касьянова.

Приоритетность направлений внутренней политики нового российского руководства определялась проблемой укрепления государственности.

К концу 1990-х гг. Россия приобрела явные признаки, присущие децентрализованному государству. Помимо чеченской проблемы об этом свидетельствовал фактор верховенства региональных законов над федеральными, имевший место в Дагестане, Ингушетии, Свердловской области, Республике Саха (Якутия), Ставропольском крае и других субъектах Федерации.

В подобной ситуации центр не имел возможности проводить на местах эффективный социально-экономический и политический курс. Острота проблемы определялась, прежде всего, наличием дотационных и высокодотационных регионов, к которым относились Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Тува, Адыгея, Бурятский, Корякский, Чукотский АО и другие субъекты РФ.

В вышедшей в конце 1999г. программной статье В.В. Путина «Россия на рубеже тысячелетий» декларировалось: «Ключ к возрождению и подъему России находится сегодня в государственно-политической сфере. Россия нуждается в сильной государственной власти и должна иметь ее», «сильная государственная власть в России – это демократическое, дееспособное, федеральное государство». Становилось понятным, что федерализм для России – страны многонациональной – это механизм обеспечения стабильности Российской Федерации, ее безопасности, баланса интересов центра и регионов.

По существу при В.В. Путине начался новый этап строительства федерального государства, содержанием которого стало укрепление федеральной властной вертикали. В рамках заявленного реформирования 12 мая 2000г. в Российской Федерации были образованы новые административно-территориальные структуры — федеральные округа (Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, позже переименованный в Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный). Каждый из них включал расположенные на соответствующей территории субъекты РФ и возглавлялся полномочным представителем Президента РФ.

На полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах возлагалась большая и сложная работа по приведению законодательной и нормативной базы субъектов РФ и полное соответствие с федеральными законами (в ряде случаев фиксировалось до нескольких сотен подобных расхождений).

Еще одним важным шагом в усилении государственности стало закреплявшееся с 1 февраля 2001 г. изменение порядка формирования Совета Федерации.

Вместо практиковавшегося вхождения в состав верхней палаты Федерального Собрания РФ руководителей республик, краев и областей «сенаторами», обязанными действовать на постоянной основе, становились рядовые представители, делегируемые региональными исполнительными и законодательными органами. Это серьезно ущемляло статус региональных лидеров, уменьшало политический вес самих субъектов Федерации. Сформированный на новой основе Совет Федерации (его возглавил С.М. Миронов) начал утрачивать признаки самостоятельности, трансформируясь в ярко выраженный президентский орган.

В связи с попытками губернаторов оказать сопротивление реформированию верхней палаты российского парламента были сделаны определенные уступки: для обеспечения участия руководителей субъектов Российской Федерации в обсуждении наиболее важных внутриполитических вопросов и общих проблем развития страны в середине 2000 г. было принято решение об образовании при Президенте России Государственного совета.

Этот высший законосовещательный орган, призванный давать стратегические рекомендации по разработке новой законодательной базы, должен был собираться не чаще одного раза в три месяца, а в промежутках от его имени действовал президиум из семи губернаторов (предусматривалась регулярная смена его состава). В целом Госсовет не мог претендовать на роль реального властного института.

Летом 2000 г. Государственная Дума приняла Закон РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации», имевший большое значение для определения функций и властных полномочий местных органов законодательной и исполнительной власти. По инициативе Президента В.В. Путина началась работа по подготовке и реализации крупномасштабной судебной реформы.

О наметившейся в начале 2000-х гг. стабильности во внутриполитическом развитии России свидетельствовало углубление конструктивного сотрудничества между структурами высшей исполнительной власти и Государственной Думой.

В апреле 2001 г. руководители «Единства» и «Отечества — Вся Россия» приняли решение об объединении и создании пропрезидентской партии «Единая Россия». В состав ее высшего совета вошли такие видные политики, как глава МЧС России С.К. Шойгу, мэр Москвы Ю.М. Лужков.

Руководство «Единой России» (в ноябре 2002 г. председателем высшего совета партии был избран Министр внутренних дел РФ Б.В. Грызлов) сосредоточило все свои усилия на выполнении главной политической задачи ближайшего времени – получении большинства голосов на выборах в Государственную Думу четвертого созыва.

Весной 2001 г. Госдума приняла новый Федеральный закон «О политических партиях». Все существующие партии должны были в течение двух лет пройти перерегистрацию, чтобы доказать свое право выступать выразителями интересов граждан в государственном масштабе.

В обозначившемся в начале 2000-х гг. стремлении высшего российского руководства навести в стране порядок большое значение придавалось утверждению новых основ во взаимоотношениях государства и бизнес-элиты, означавших отстранение «олигархов» от центров политической власти. Б. А. Березовский и В.А. Гусинский вынуждены были осенью 2000 г. эмигрировать, а другие «олигархи» продемонстрировали свою полную лояльность.

Развернувшиеся дискуссии о необходимости административной реформы выявили ее приоритетность в ближайшей перспективе политического развития России. При реализации идеи возрождения «государственничества», ставшей основой избранной В.В. Путиным стратегии власти, большое внимание уделялось укреплению института президентства, который рассматривался не только как реальный высший государственный пост, но и один из сплачивающих общество символов. Глава государства стремился выступать в роли общенационального лидера, проводящего политику с учетом запросов всех социальных групп и прицелом на укрепление позиций страны в целом.

В декабре 2000 г. Государственная Дума утвердила национальными символами Российской Федерации герб в виде двуглавого императорского орла и трехцветный бело-сине-красный флаг(за Вооруженными силами закреплялся красный флаг Победы советского народа в Великой Отечественной войне).

В качестве музыкального символа был утвержден созданный в годы Великой Отечественной войны гимн Д.В. Александрова с обновленным С.В. Михалковым текстом. Подобное сочетание элементов символики было призвано объединить различные эпохи тысячелетней российской истории, примирить сторонников различных политических взглядов, продемонстрировать неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего страны.

С точки зрения ожиданий большинства россиян основным направлением деятельности руководства России в начале 2000-х гг. стало разрешение неотложных задач социально-экономического развития страны. В 2000 г. под руководством Министерства экономического развития и торговли во главе с Г.Ю. Грефом был разработан основополагающий документ – «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу» (до 2010 г.). Ключевыми моментами принятой экономической доктрины стали: контроль за уровнем инфляции и его неуклонное снижение; увеличение золотовалютных резервов страны; посредством ликвидации диспропорций в производстве и распределении доходов достижение устойчивого роста экономики на 5-7 % в год; повышение социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.

В рамках проведения структурных реформ в экономике правительство М.М. Касьянова сосредоточило внимание на укреплении финансовой системы страны, прежде всего на оптимизации ее налоговой составляющей. В ноябре 2001 г. был учрежден Комитет по финансовому мониторингу, который должен отслеживать движение финансовых потоков.

Осуществленные и намеченные преобразования, прежде всего реструктуризация в сфере ЖКХ, нефтяной, газовой индустрии, электроэнергетики, в системе железнодорожного транспорта, направлены на создание в этих областях конкурентной среды, привлечение инвестиций, что в конечном счете, должно привести к качественному улучшению их состояния.

В сентябре 2001 г. Госдума приняла новый Земельный кодекс РФ, который закреплял право собственности на землю и определял механизм ее купли-продажи, не затрагивая лишь земли сельскохозяйственного назначения. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (июнь 2002 г.) дополнил его возможностью купли-продажи и этой категории угодий. На улучшение ситуации в аграрной сфере были направлены ее льготное кредитование, увеличение поставок техники, определенные меры протекционистского характера.

В начале 2000-х гг. руководство страны неоднократно высказывало озабоченность по поводу того, что Российская Федерация оставалась государством, поставляющим миру в основном имеющиеся сырьевые и интеллектуальные ресурсы и потребляющим чужие высокотехнологичные конечные продукты. Осенью 2001 г. появилась программная статья президента РАН Ю.С. Осипова и директора института США и Канады СМ. Рогова «Научно-инновационная стратегия России в XXI веке» о необходимости перевода страны на новый инновационный путь развития, на путь создания высоких технологий и завоевания Россией, таким образом, достойного места в мировом хозяйстве.

В марте 2002 г. на совместном заседании Совета безопасности Российской Федерации, президиума Госсовета РФ и Совета по науке и высоким технологиям фундаментальная наука была поставлена в ряд высших национальных приоритетов.

В первые годы нового века после длительного спада производства в Российской Федерации были достигнуты реальные показатели экономического роста. В 2000 г. валовой внутренний продукт вырос на 9 % (самый высокий показатель за 15 лет). Тенденция роста ВВП сохранилась и в последующем: в 2001 г. – 5 %, в 2002 г. – 4%, в 2003-2006 гг. – в среднем 7 % в год.

В 2000 г. инфляция составила 20 % и в дальнейшем, став подконтрольной, снизилась до пределов, прогнозировавшихся правительством. Золотовалютные резервы Центрального банка РФ за три года увеличились с 11 до 61 млрд долларов. Российская экономика стала более привлекательной для отечественных предпринимателей.

За рассматриваемый период рост реальных доходов населения составил 32 %. В России наблюдалось снижение безработицы. На перспективу социального развития благоприятное влияние стало оказывать увеличение ассигнований на поддержку учреждений науки, культуры и образования. Российская экономика начала справляться и с таким серьезным испытанием, как выплата внешних долгов: к 2003 г. они сократились на четверть.

Однако позитивные тенденции в экономическом развитии России в начале 2000-х гг. перемежевывались с негативными. Значительная угроза по-прежнему таилась в сохранявшейся технологической отсталости российского производства и прогрессировавшем износе инфраструктуры.

В 2000-2006 гг. в стране была проделана значительная работа по становлению новой системы государственного и муниципального управления и ее легитимизации. Выполнение Конституции РФ 1993 г., несмотря на выявившиеся некоторые ее недостатки, дало возможность сформировать основу новой российской государственности, государственного и муниципального управления, в целом позволяет всем ветвям власти – законодательной, исполнительной и судебной – работать, в основном совместно, на основе конституционной легитимности.

Осуществлен постепенный переход от фактически унитарного государства, стоявшего на грани территориального распада, к более или менее прочной федеративной государственности.

Легитимация всех ветвей власти на уровне Российской Федерации, ее субъектов, местного управления и самоуправления, повсеместное проведение демократических выборов, замедление высоких темпов спада производства и снижения уровня жизни народа, наполнение рынков товарами народного потребления, некоторая стабилизация, хотя и на весьма низком уровне, ресурсов, выделяемых обществом на развитие науки, образования и культуры, безусловно, свидетельствуют об определенных позитивных сдвигах в стране и, возможно, о постепенном создании в дальнейшем условий для превращения их в положительные тенденции.

Сегодня основные усилия органов власти и управления РФ направлены именно на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан. Реализуются национальные проекты в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства, в жилищном строительстве.

В 2006 г. была разработана Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 гг. Разработаны предложения по совершенствованию методики распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, по совершенствованию порядка предоставления субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.

С июня 2006 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» стартовал первый этап реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

На заседании Правительства Российской Федерации 23 ноября 2006 г. одобрены основные положения Концепции участия Российской Федерации в содействии международному развитию.

Принятие указанной Концепции направлено на формирование единого государственного подхода к созданию и функционированию национальной системы содействия международному развитию, укрепление авторитета и объективного восприятия Российской Федерации в мировом сообществе, а также формирование благоприятных внешних условий для развития Российской Федерации. С 1 июля 2006 г. были полностью отменены ограничения в валютной сфере, препятствующие достижению полной конвертируемости рубля.

В 2007 г. осуществлялись системные меры, направленные на стратегическое развитие промышленности, в частности подготовка новой редакции Энергетической стратегии Российской Федерации до 2030 г.

Один из главных критериев политической культуры и развития общества – увеличение объема полномочий региональных и местных властей. Субъектам Федерации были переданы полномочия в области градостроительства, лесного хозяйства, земельных и водных отношений, охраны животного мира, а также в вопросах занятости населения. 2 декабря 2007 г. состоялись выборы депутатов в Государственную Думу РФ. Выборы впервые прошли по так называемой пропорциональной системе, то есть в них участвовали только политические партии. В результате выборов был объективно определен уровень поддержки народом России проводимого курса.

Фактически был решен вопрос о преемственности государственной политики: формирование дееспособного гражданского общества; строительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей; становление свободного и социально ответственного предпринимательства; борьба с коррупцией и терроризмом, модернизация Вооруженных сил и правоохранительных органов; укрепление значимой роли России в международных делах.

2 марта 2008 г. состоялись выборы Президента Российской Федерации. Д.А. Медведев был избран в первом туре Президентом Российской Федерации.

5 ноября 2009 г. состоялось первое Послание Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию. В ходе своего выступления глава государства выступил за внесение изменений в Конституцию РФ. В частности, Д.А. Медведев предложил «увеличить сроки конституционных полномочий Президента и Госдумы до шести и пяти лет соответственно». Кроме того, президент внес ряд других предложений, среди которых:

·установить конституционную норму, обязывающую правительство России ежегодно отчитываться в Госдуме по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом;

·отменить избирательный залог на выборах (таким образом, зарегистрироваться кандидаты и партии смогут только на основании сбора подписей);

·внести поправки в закон «О партиях», обязывающие производить ротацию руководящего партийного аппарата, согласно которым одно и то же лицо не может занимать определенную руководящую должность в аппарате партии дольше определенного срока;

·осуществлять выдвижение кандидатов в губернаторы только от победивших на выборах в законодательные собрания партий, дать возможность органам местного самоуправления «более действенно контролировать, а при необходимости и отстранять от должности руководителей муниципалитетов»;

·избирать сенаторов строго из числа депутатов законно дательных собраний и органов местного самоуправления конкретных регионов и отменить десятилетний ценз оседлости для вновь назначаемых сенаторов;

·содействовать устранению очагов напряженности в соседних регионах, в частности урегулированию конфликтов в Приднестровье и Нагорном Карабахе.

Для дальнейшего совершенствования управления территориями стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа Президента Д.А. Медведева 19 января 2010 г. В округах определены города-центры, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств. Северо-Кавказский округ является единственным, в котором центр не является крупнейшим городом округа, а также административным центром или крупнейшим городом одного из входящих субъектов. Полпред президента РФ в федеральном округе является представителем Президента РФ и работником администрации Президента.

4 марта 2012 г. на выборах Президента РФ победу одержал В.В. Путин («Единая Россия»), получивший 63,6 % голосов. Г.А. Зюганов (КПРФ) – 17,18 %, М.Д.Прохоров (самовыдвиженец) – 7,98 %, В.В.Жириновский (ЛДПР) – 6,22 %, С.Н. Миронов («Справедливая Россия») – 3,85 %.

Президентская программа В.В. Путина включает в себя следующие основные положения: достойные зарплаты и пенсии, эффективная система социальной поддержки, наведения порядка в сфере ЖКХ, модернизация экономики, справедливая налоговая политика, подотчетность власти обществу, общественное обсуждение важнейших законопроектов, расширение экономического и культурного влияния России в мире.