Буря на Галилейском море из евангелия Хильды.

Корабль, влекомый ветром, летит диагонально, пересекая поле листа и рамку, парус сорван, снасти развеваются, испуганные апостолы будят уснувшего на корме Христа, и в этом хаосе, переданном не через изображение волн пейзажа, а лишь через движение корабля, остается один остров покоя – единственная правильная вертикаль – неподвижно свисающий рукав Христа. Так, через деталь, выраженная Его способность повелевать ветру и буре могла прийти только из византийского мира.

В отличие от большинства ранних иллюстраций к сюжетам из Четвероевангелия эта изображает не само чудо и не то, что за ним воспоследовало, а момент, предшествующий чуду. Как и автор иллюстраций, мы прекрасно знаем, что катастрофа не состоится, что ученики разбудят Иисуса, а тот, пожурив их за маловерие и боязливость, "запретит" ветрам и морю и сделается "великая тишина" (Матф 8:25-26). Но никакого намека на грядущий счастливый конец миниатюра не содержит. И это очень важный нюанс: художник словно бы приглашает зрителя воспринимать сюжет вне контекста грядущего чуда, но как совершенно самостоящий, самоценный. Следует ли говорить, что такой внеконтекстный взгляд на евангельские события будет полностью признан в европейском искусстве лишь с конца девятнадцатого века (во многом благодаря романтикам и символистам) и что художник Евангелия Аббатисы Хитды опередил свое время по меньшей мере на восемьсот лет?

 

10. Романский собор: типология, общая характеристика романской архитектуры и её декора. Собор в Шпайере как ранний памятник романской архитектуры.

Романский стильгосподствовал в Зап.Европе в 10—12 вв. (в ряде мест — и в 13 в.). Термин «романский стиль» ввёл в нач.XIX в. Арсисс де Комон.

Р. с. впитал элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (+ искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Р.с. - первая худ.система средневековья (раньше – только тенденции), охватившая большинство европейских стран (но: различие территориальных школ). Основа единства Р. с. - система развитых феодальных отношений и интернациональная сущность катол.церкви.

Романская базилика – 3 или 5 нефов, 1 или 2 трансепта. В некот.школах усложнена вост.часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый «венком капелл» (радиально расходящиеся капеллы). В нек.странах, чаще во Франции, разрабатывается хор с обходом (для паломников): боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную абсиду.

 

Возникает также бенедектинский план базилики. Храм в центре (3 или 5 нефов), вокруг разнообразные постройки. Трансепт на востоке, пространство расширяется. Апсид обычно больше 3. Позже в план входит «венок капелл». Появляется клуатор – атриумный двор для монахов (должны быть отдельно от мирян), дормитории (для сна). Характерен двубашенный фасад.

 

Вместо плоских деревянных перекрытий появляются своды (крестовый, полуцилиндрический – боковые нефы). Появляется интерес к вертикализму => массивные стены (+оборонительная функция). Появялются эмпоры (трифории) – галереи второго яруса.

Романские здания вписаны в ландшафт, ясность линий: простые формы (куб, параллелепипед, цилиндр), массивные стены, узкие проёмы окон, ступенчато углублённые порталы, лаконичность отделки. В монастыре или замке основа композиции – донжон.

Интерьер: значительное расстояние между колоннами (протяжённость в длину) => мерность, медлительность; рельефы чаще на зап.фасаде (вокруг порталов, по фасаду, на архивольтах и капителях). Особое внимание уделялось скульптурному украшению зап.фасада и входу в храм.