Венское Евангелие

Аратея

 

8. Оттоновское возрождение (раннероманское искусство): общая характеристика и основные памятники архитектуры и монументальной живописи. Зарождение романской архитектуры, типология, характеристика. Церковь Св. Кириака в Генроде, Церковь Св. Михаила в Хидельсхайме, церковь Санкт Георг в Оберцелле (Райхенау) и её фресковый декор.

ОТТО́НОВСКОЕ ВОЗРОЖДЕ́НИЕ (см. Возрождение) — период подъема средневековой культуры Западной Европы в период правления саксонского короля Оттона I Великого (936—973).

При Оттоне II, женатом на византийской принцессе Феофано, усилилось греческое влияние. Особую пышность и утончённость приобрёл быт двора и феодалов. Для «Оттоновского Возрождения» характерно усиление культурных связей с Византией. Это особенно сказалось на расцвете книжного дела и миниатюристики, главным центром которых стал монастырь Райхенау.

На церковную архитектуру Оттоновского искусства оказал большое влияние каролингский стиль: базилики строились с восточным и западным хорами и трансептами или с тщательно разработанной западной апсидой, украшались мозаиками и фресками. Башни и массивные стены с маленькими окнами делали эти базилики похожими на крепости. Оттоновское искусство оказало значительное влияние на все европейское искусство и явилось основой для романского стиля.

Заказчиками оттоновского искусства, как и каролингского, под заметным влиянием которого оно сформировалось, были императоры и церковные иерархи. Изображения этих высокопоставленных особ сохранились в миниатюрах рукописей.

Изобразительное искусство «оттоновской» эпохи было еще более новаторским, чем архитектура. В нем еле заметны следы воздействия античных форм, зато вполне определились многие специфические черты средневекового искусства. Изобразительное искусство теперь предназначено поучать народ, и его отличает графическая наглядность. Здесь берет свое начало та дидактичность средневекового церковного искусства, та его адресованность широким массам верующих, которая стала одним из его главных признаков в романскую и готическую эпоху. Крупнейшие рукописные мастерские эпохи Оттонов находились в Регенсбурге, Рейхенау, Кельне, Эхтернахе, Фульде. Самые роскошные и богато иллюстрированные рукописи изготовлялись в монастырских скрипториях, чаще всего Райхенау или Эхтернаха.

От скульптуры этого времени до нас дошли в основном распятия и реликварии; традиции художественного литья были продолжены создателями бронзовых врат Хильдесхаймского и Майнцского соборов.

Производящая мощное впечатление церковь св. Михаила (построена 1001 – 1033 гг.) в Хильдесхайме в новейшее время была восстановлена в своем первоначальном виде. Этот храм имеет на западе и на востоке по одной круглой апсиде, а так же западный и восточный поперечные нефы (трансепты) с башней над каждым средокрстием и круглыми лестничными башнями на концах креста. Церковь св. Михаила имеет некоторые новые элементы – апсида на западе поднимается над криптой, к которой можно попасть по уходящим под землю лестницам. Вход в саму церковь расположен в южном боковом нефе, который таким образом становится своего рода внутренним нартексом.

 

Термин «романский стиль» возник сравнительно недавно - в первой половине XIX в. (Арсисс де Комон), Когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской.

В XI-XII вв. церковь имела огромное влияние на жизнь общества в целом, в частности на духовную жизнь, культуру и государственность, поэтому она оказалась и главным заказчиком архитектурных сооружений.

В церковных проповедях поднималась тема греховности мира, исполненного греха и соблазнов, подвластного влиянию таинственных и страшных сил. Эта тема способствовала развитию в романском искусстве Западной Европы этического и эстетического идеала, удаленного от античного искусства. В связи с тем, что ведущим видом искусства в тот период была архитектура, ей отводилась роль того звена, что «влияла» визуально и духовно на верующих. Сюжеты Страшного суда и Апокалипсиса, библейские сцены, скульптуры - вот что массово присутствовало в оформлении церквей. Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте пламенной духовной экспрессии и внешней уродливости.

На первое место выходит форма, единство элементов, соразмерность, порядок. Данный стиль является общеевропейским, национальные традиции в нем почти отсутствуют. Архитектура строга, она лишена каких-то излишеств. Стены массивные, окна очень узкие. Изящество и вкус отходит на второй план, уступая место практичности. При этом окна могут быть не только стандартных форм, то есть круглые или четырехугольные, но также иметь форму глаз, ушей либо трилистника.

Романский стиль в архитектуре отдает приоритет всему массивному и громадному. Важно показать в здании мощь и силу его владельца. Во всем чувствуется максимальная простота и чувство меры, рациональность. Сооружения в этом стиле могут оказывать даже давящее ощущение.

В качестве декора стен допускается барельеф, иногда раскрашенный. Внутреннее убранство составляют ковры. Уделяется повышенное внимание свету. Скульптура была неразрывно связана с архитектурой и никакой самостоятельной ценности не имела. Это, вероятно, один из немногочисленных декорирующих элементов в данном стиле. Романская скульптура должна передавать волнение и смятение образов, а также трагичность чувств, божественность.

Романская архитектура впитала в себя дух средневековья, когда душа подавляла телесность, но при этом она находится в смятении и борьбе с собой. Именно в это время появились первые витражи.

Церковь Санкт Цириакус в Гернроде (Гарц) - самая старая из сохранившихся построек оттоновского стиля. Эта женская обитель была основана в 961 году маркграфом Геро. Сохранившиеся детали убранства наружных стен оттоновского периода лишены практически всякого архитектурного членения. Только большие полуциркульные окна облегчают массивность восточной апсиды. Важной особенностью архитектуры этого периода является отсутствие цоколя, хотя из-за реконструкций, сделанных в XIX веке, об этом можно судить лишь по восточной апсиде. Эта типичная для раннего плана черта создает впечатление, будто здание резко поднимается вверх из самой земли.

Основной план церкви состоит из центрального и двух боковых нефов со слегка изогнутой осью.

Первоначальный сплошной трансепт в восточной части храма не соединяется с нефом точно под прямым углом, что предполагает определенную неточность, допущенную строителями. Поначалу средокрестие храма не имело четкой формы. Его современная правильная форма - результат перестройки, произведенной в XIX веке. С трансепта можно подняться по ступеням к хору с травеей перед ним и полукруглой апсидой или подойти к зальной крипте, находящейся под хором. Две небольшие апсиды, расположенные на двух восточных стенах крыльев трансепта, дополняют восточный хор храма. По сравнению с памятниками каролингского периода интерьер церкви Санкт Цириакус отличается превосходством и богатством форм и пропорциональностью. Оба вида опор - колонны и столбы - находят здесь более широкое применение, поддерживая арки аркад, которые отделяют центральный неф от боковых. Использование колонн и столбов придает четкий ритм конструкции стен нефа. Прямоугольный столб делит аркаду на две части. По обе стороны от столба расположены арочные проходы с колоннами. При помощи центрального прямоугольного столба не только стена, но и весь интерьер центрального и боковых нефов делится на две равные части. Область галереи зеркально отражает это деление пространства, но проемы там меньше.

 

Монастырская церковь Санкт-Георг в Оберцелле, возведенная в конце правления династии Каролингов, это простая базилика с колоннами. Ее главная художественная ценность заключается в огромных фресках, выполненных уже на исходе X века, в пору правления династии Отгонов. На обеих стенах продольного здания поверх аркад изображены соответственно по четыре сцены чудесных деяний Христа. Этот цикл фресок представляет собой уникальный памятник европейского искусства эпохи раннего средневековья; росписи выполнены в традициях античных и каролингских мастеров.

 

 

9. Оттоновское возрождение (раннероманское искусство): общая характеристика и основные памятники книжной миниатюры. Кодекс Геро, Рукопись Св. Григория (изображение Оттона III на троне), Евангелие Оттона III, Евангелие аббатисты Уты (усложнение смыслосодержания, изображение как формула: сцена Распятия), Евангелие Хитды (византийское влияние: сюжет «Христос с учениками в лодке во время бури»).

 

Миниатюра Оттонов.Евангелия – среди лучших книг эпохи. Дальнейшее развитие каролингского типа портретов евангелистов. Развитие и усложнение христологического цикла. Византийское влияние. Изменения в иконографии. Нарастание мистицизма, отвлеченности, абстракции. Удаление от античных реминисценций. Формирование ряда черт романского стиля.

Оттоновская книжная миниатюра.
В 843 году по Верденскому договору империя Карла Великого была разделена на 3 части между сыновьями Людовика Благочестивого. В 877 году умер Карл Лысый, последний каролингский правитель восточно-франкской части империи. Закончилось существование последнего квазиантичного государства. В культуре наступил т.н. «темный период», затем культурный и политический центр Европы переместился к саксонским государям.
Оттон I был провозглашен императором в 962 году, Оттон III (994 – 1002 гг.) получил контроль над Римом и создал Священную Римскую империю. Получилось так, что Священная римская империя обладала преемственностью власти Каролингской империи, а территории западнее Рейна (буд. Франция) обладали преемственностью территорий, что создавало биполярность.
Оттоновский ренессанс датируется сер. X и сер. XI века.
950 г. – это начало формирования новой империи, сер. XI века – это начало расцвета средневековья.
Оттоновский ренессанс был возрождением культуры в целом, а не осознанной и глубинной попыткой возродить античность. Ушли в прошлое каролингская изысканная придворная поэзия и светская литература.
Понятие придворной культуры вообще исчезает, культура теперь распространяется вширь, во многом благодаря монастырям. Оттоновское возрождение было гораздо больше пропитано религиозностью, чем каролингское. К античной классике обращались редко, в основном это была христианская классика.
Главные культурные события этого времени – это формирование типа романской базилики, а также появление первого трактата латинского автора – Ансельма Кентерберийского, в котором формировались некоторые теологические основы – кто такой Бог, кто такой человек, доказательства Бога и т.д. Это был своего рода переход между позднеантичным богословием Августина Блаженного и схоластикой.
Главная фигура этого времени – это император Оттон III.

 

Кодекс конца XI века.
Сделан вскоре после смерти Карла Великого. Изображен Христос на троне в окружении символов евангелистов, которе помещены в медальонах, вставленных в орнаментальную мандорлу, окрудающую Христа. Все несколько статично, однако здесь заметно стремление к роскоши и проработке деталей: есть имитация золотого оклада с драгоценными камнями, тщательно проработан трон Христа с драпировками и подушкой, в изображении одежд хорошо заметно античное влияние.

 

Кодекс Геро.
Вероятно, копия предыдущего изображение, но все стало гораздо проще. Фон не роскошный пурпурный, а просто синий, нет имитации оклада, вместо этого – орнаментальная рамка, причем орнамент стал более однообразным. Пропорции нарушены, голова стала больше, а черты лица более грубыми. Жест благословляющей руки выделен.


Registrum Grigorii.
Содержит богословские предписания и порядок служб, собранные еще при Григории VII. Изображен Папа Григорий, у которого на плече сидит голубь с небес и диктует ему, а папа диктует слуге-писцу => божественное происхождение текста. Здесь опять видно влияние античных традиций: папа сидит на фоне (или в) какой-то античной конструкции, которая имеет вид арки на коринфских капителях.

Сохранилось всего лишь два листа (хранящихся, к тому же, в разных местах), но зато каждый из них представляет самостоятельный шедевр раннего оттоновского искусства.

Во-первых, это лист, на котором изображен сам автор писем, папа Григорий. Эта работа, выполненная в жанре, промежуточном между агиографической сценкой и историческим портретом, написана в лаконичной, сбалансированной цветовой гамме. Художник расчетливо и экономно использовал ярко-золотую краску: ее удостоились только нимб над головой Григория и книга в его руках.

На втором листе Регистра св. Григория изображен император Оттон II (либо Оттон III ). Этот портрет Оттона (безусловно, идеализированный) в идеологическом отношении представляет собой развитие каролингской иконографии изображения государя, а в сюжетно-композиционном – предлагает новый, монументальный канон. Император восседает на троне, размещенном перед стилизованной беседкой с коринфскими колоннами. В руках у Оттона – знаки императорского достоинства, на голове – корона. Женские фигуры по обеим сторонам от государя символизируют земли "империума", то есть, проще говоря, страны-данницы – Германию, Алеманнию, Францию и Италию.

 

Евангелие Оттона III.
Изображение евангелиста.
Миниатюра гораздо более многословная и более стремящаяся к выразительности. Изображение на золотом фоне, помещено в арку на колонках, в тимпанах которой еще находятся павлины, но выразительность уже не греческая. Евангелист изображен в мандорле, над ним в медальонах – его символ, а также пророки и ангелы, выше всех – Христос. Он стоит на камне, из которого текут райские реки и пьют лани. Иконография неверная, евангелисту даны атрибуты Космократора, на руках он держит целый небесный сонм, - все это было связано с желанием повысить выразительность миниатюры и придать как можно большее значение изображению евангелиста.

Евангелие аббатисы Уты (1-я четв. XI века)
Распятие.
Все трансформируется, простое изображение Распятия превращается в целую подробную схему, снабженную текстовыми комментариями. В Византии такого изображения не могло появиться, там текст всегда был отдельно от миниатюры, которая была самоценным образом, как икона. Слово и образ всегда были разнесены.
Здесь – изображение Христа в одеждах первосвященника, по сторонам в полукружиях – Церковь и Синагога, наверху – солнце и луна в квадратах, внизу – восставшие из гроба и Иерусалимский храм. Видно стремление свести вместе как можно больше символов. Лица персонажей при этом не важны, они вторичны. Текст объясняет, что ширина креста – это ширина объятий Христа, который готов принять весь мир.