СЛАВЯНАМИ

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА ВОСТОЧНЫМИ

 

С формированием древнерусской государственности было тесно связано и принятие христианства, ставшее крупнейшим событием в политической и культурной жизни Руси. Конкретным актом принятия христианства в форме православия в качестве государственной религии Киевской Руси явилось в 988 г знаменитое крещение на Днепре населения города Киева князем Владимиром.

Однако принятие православия не ограничивается этим актом. Оно имеет длительную историю. Христианство стало проникать в восточно-европейские земли задолго до крещения. Церковная традиция относит начало христианизации к первому веку н.э. В летописях упоминается хождение апостола Андрея Первозванного на Русь. Занимаясь миссионерской деятельностью в Причерноморье, он попал на Киевские горы и предсказал возникновение здесь великого христианского государства. Некоторые историки считают этот эпизод легендой, который появился в летописи под давлением церковных деятелей.

Христианизация славян в заметных масштабах началась с VIII в., во второй половине IX в этот процесс обрел четкие очертания. Есть известие, что Приазовская Русь частично обратилась к христианству уже в 60-х гг. IX в. и что первая русская епархия была установлена патриархом Константинопольским Фотием в 867 г. в Тмутаракани. В Киевскую Русь христианство проникло уже в первой половине Х в. Из договора Игоря с греками (945 г.) известно, что в это время среди киевских варягов было много христиан, и что в Киеве была христианская церковь св. Ильи. После смерти Игоря его вдова великая княгиня Ольга сама приняла христианство, и некоторые члены княжеской дружины последовали ее примеру.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина христианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно православие? Ответ на эти вопросы надо искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознал, что языческий политеизм не соответствует политическим и духовным потребностям государства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Перуну противостояли другие языческие боги, которым поклонялись племена Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Руси.

Согласно легенде, Владимиру был предложен выбор нескольких религий, которые были отвергнуты по разным причинам (например, ислам – по причине отказа пить вино, католичество – по причине нарушения существовавших традиций и т.п.). С особым восторгом послы Владимира рассказывали об увиденном ими православном богослужении в константинопольском храме св. Софии. Владимир по совету бояр принял греческую (византийскую) православную религию. Однако не красота храмов сыграла главную роль в принятии православии. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические и культурные связи Киевской Руси с Византией.

В системе византийской государственности духовная власть занимала подчинённое положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Определенную роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной, что способствовало закреплению дружеских отношений с Византией. И еще один момент сыграл свое значение при выборе православия. В католичестве богослужение, тексты библии и других богослужебных книг были на латинском языке. Православие не связывало себя языковыми канонами.

Утверждение православия в качестве государственной религии Киевской Руси было сопряжено со значительными трудностями.Князю Владимиру, его дружинникам, родовой знати пришлось приложить немало усилий, а иногда и применить прямую силу для того, чтобы утвердить христианские обряды, верование, образ жизни. По мере утверждения новой религии и упорного сопротивления религии старой на Руси стал формироваться своеобразный духовный феномен – двоеверие. С принятием христианства язычество не утратило своей перспективы. Оно ограничено слилось с Христианством. Домовые, лесовики, русалки мирно уживались с христианскими апостолами и святыми.

Христианские праздники совместились с языческими. Особенно яркий пример – масленица, в которой христианские молебны соседствуют с языческим карнавалом. Русский культ Богородицы, опоэтизированный в древних иконах, родился как синтез христианской девы Марии и славянского культа Мать-Сыра-Земля.

Значительную роль в христианизации Руси сыграли монастыри, появившиеся на ее территории в середине XI в. в монастыре готовились кадры священнослужителей, происходило осмысление вероучения, формировались духовно-нравственные основы новой обрядности, христианского быта. Монастыри играли существенную роль в распространении грамоты, являлись хранителями и передатчиками культурного исследования.

Принятие христианства имело огромное значение для всего русского общества.Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину, в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. Христианство создало широкую основу для объединения всех народов общества. Принятие христианства укрепляло государственную власть. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которой, значительно расширились.

Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Под влиянием христиан развивались храмовое строительство, книжное дело, литература, история и философия. Вместе с православием на Русь пришли школы, суды, новые законы. Церковь опекала нищих, больных, убитых.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви – «десятину» (т.е. десятую часть дохода населения). Вследствие размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополитья кафедра, епископы, монастыри вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. Появилась как бы вторая, дополнительная структура власти, поддерживая первую – государственную.