ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ, ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

 

Предыстория и ранняя история восточных славян, проблемы происхождения и появление их в Восточной Европе до сих пор являются дискуссионными. Древнейший летописец Нестор, автор «Повести временных лет», явился родоначальником миграционной теориипроисхождения славян, известной как «дунайская» или «балканская». «Дунайскую» прародину признавали такие выдающиеся русские историки, как С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Существует ряд других теорий – это «скифо-сарматская» миграционная теория, согласно которой предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселились на запад, и юго-запад. Существует и «азиатская» теория, выводившая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для всех индоевропейцев «прародина», и «среднеевропейская» теория, по которой славяне и их предки назывались пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселялись отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, – и ряд других теорий.

В противоположность теориям миграционного характера в советской историографии признаваласьавтохтонность славян. По этой точке зрения – восточные славяне являлись автохтонами (местными жителями) на своей земле.

Природно-климатические условия сыграли заметную роль в развитии экономики восточных славян. В северных и северо-западных районах люди занимались охотой, добычей меха ценных пород зверей, бортничеством (сбором меда диких пчел и воска), в юго-восточных степях – кочевым скотоводством, на южных плодородных землях – земледелием.

Археологические раскопки поселений говорят о том, что основным занятием восточных славян во II-V веках было земледелие, они сеяли просо, рожь, пшеницу, лен, ячмень и другие культуры. Из овощей была распространена репа. Для сельскохозяйственных работ применялось рало – примитивная деревянная соха с железным наконечником (наральником), мотыга, серп, грабли, соха. Позже появился плуг с железным лемехом.

Земледелие осуществлялосьв переложной или подсечно-огневой форме.Перелог предполагает использование одних и тех же участков в течение нескольких лет подряд, после чего они не обрабатывались примерно 20-30 лет до восстановления естественного плодородия. Эта система существовала в основном в степных и лесостепных районах. Подсечная система применялась чаще всего в северных лесных краях. Чтобы подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу. Далее срубленный лес сушили и сжигали. Сеяли прямо в золу, слегка разрыхленную ралом.

Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществить в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив, и были под силу только родовой общине. Такая община в виде большой патриархальной семьи располагалась обычно в виде поселения, которое называлось двор (дворище, городище). Это была отдельная хозяйственная единица с коллективной собственностью на землю, орудия и продукты труда. Производство и потребление внутри родовой общины было совместным.

Развитие производства обусловило разложение кровнородственной общины и переход ее в VI-VIII веках к соседской, сельской общине. Этот переход означал, что основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. Общинников объединяло не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь – составляли собственность каждого общинника, что означало полное разложение родовой общины. Дворища уступали место поселениям – деревням, а сама община стала называться «вервь» («мир»).

Отсутствие принудительного равенства в соседской общине приводило к имущественному расслоению, появлению старейшин, племенной знати, патриархальных фамилий, будущих крупных земельных сообществ – феодалов.

Во главе восточно-славянских племен стояли князья.Н.М. Карамзин толкует слово «князь» как владеющий конем. Во времена наших предков владеть конем мог только удачливый и богатый воин. Если сначала князь избирался племенем, то с развитием государства титул князя становится наследственным. Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах. Вече– один из наиболее архаических институтов народовластия, уходящий в родоплеменной строй. Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина.

Древние славяне были язычниками. Язычество (от церковно-славянского «языцы» – народы, иноземцы) – это ранняя форма религиозного освоения мира. Языческие религии представляют собой политеизм – многобожие. Как и у других народов, формирование религиозных представлений древнерусского народа, прошло определенную эволюцию. На первом этапе обожествлялись силы природы. Религиозные системы этого этапа носят анимистический характер, когда обожествлялись силы природы в форме Богов и духов. Славяне поклонялись Матере-Земле, довольно развиты были водяные культы (русалок, водяных, морен). Особо важные культовые действия совершались в честь Бога Солнца – Даждь-бога и Бога ветра-Стрибога.

На втором этапе значительное развитие получает культ предков, который связывался с богом Родом. Прародительницы Рода именовались Рожаницами и почитались также как Род. С культом Рода был связан культ богини – Мокоши – хозяйки рога изобилия, матери земли, а также Леды – покровительницы весенней пробуждающейся силы.

На третьем этапе развития языческой религии формируется иерархия богов и создается их пантеон. Главным богом этого пантеона признавался громовержец Перун. Все другие боги включаются в этот пантеон, частично расширяя и изменяя свои функции. Так покровитель скота бог Велес становится одновременно богом богатства и торговли. Особо почитаемый бог Солнца у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос.

 

1.3 ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА: ПРЕДПОСЫЛКИ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ

 

Переход от догосударственного, родового общества к государству шел медленно, постепенно. У восточных славян он происходил в VI-IX вв., когда сложились предпосылки возникновения государства:

В экономической области такими предпосылками были: прогрессивные изменения в земледелии (переход к пашенному земледелию), отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах.

К политическим предпосылкам можно отнести: стремление соединить силы в борьбе с внешними врагами, заинтересованность родоплеменной знати в защиты своих привилегий и захвата новых земель, формирование славянских племенных союзов.

Социальными предпосылками были: превращение родовой общины в соседскую, возникновение частной собственности и связанная с этим самостоятельная хозяйственная деятельность отдельных семей приводили к имущественному неравенству, складывание древнерусской народности.

И, наконец, духовными предпосылками являлись: общая языческая религия, схожие обычаи, обряды, общественная психология.

Процесс становления Древнерусского государства был длительным и в нем можно выделить ряд этапов:

I этап охватывал VII-VIII вв. На этом этапе для решения общих задач (защита территории и населения, борьба за ресурсы) многочисленные восточнославянские племена объединились в более крупные образования – племенные союзы. «Повесть временных лет» донесла до нас названия этих союзов: поляне, древляне, северяне, славяне, вятичи, кривичи и другие. Каждый из этих союзов имел свое княжение, хотя князьями пока оставались старые племенные вожди. Форму общественных отношений, существовавших у восточных славян в VII-VIII вв., можно определить как «военная демократия». Ее признаками являлись: участие всех мужчин племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль вече, увеличение роли князя и дружины. Возникали и более крупные образования – союзы союзов племен.

II этап охватывал I-III четверти IX века.На этом этапе происходит возникновение двух государственных образований на юге и севере восточнославянского мира. Первое складывается в среднем Поднепровье, на землях полян и их соседей. Примерно в то же время далеко на севере, в районе Новгорода, Ладоги и Изборска возникает второй центр восточнославянской государственности. Первые летописные известия связаны с появлением в этих местах в 862 г. варяжского (скандинавского) правителя Рюрика с дружиной. Судя по «Повести временных лет», Рюрик утвердился в Новгороде, подчиняя своей власти племенные союзы славян и кривичей, а также неславянские чудь, мерю, весь и мурому.

С появлением на землях будущей Руси варягов связана так называемая «норманская теория» возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.Ф. Миллером, Г.З. Байером, А.Л. Шлёцером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Опираясь на летописное «сказание о призвании варягов», они разработали концепцию ведущей роли выходцев из Скандинавии в создании Древнерусского государства. Норманская теория в своей основе была принята большинством русских историков XVIII-XIX вв. (В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев и др.). Норманисты исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству.

Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участие в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. Не обнаружено каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и средневековья.

Против норманизма еще в середине XVIII в. выступил М.В. Ломоносов. В работах наших ученых (Б.Д. Грекова, Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова, М.Н. Тихомирова) дана убедительная критика основных положений норманской теории. Большая заслуга принадлежит академику А.А. Шахматову. Он установил сравнительно позднее происхождение и искусственный характер рассказа о призвании варяжских князей и пришел к выводу, что сюжеты «Повести временных лет», послужившие основанием для построения «норманской теории», являются в действительности результатом творчества позднейших летописцев.

Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевание или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса.

Существует также точка зрения, что варяги были славянами, происходившими с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неоднократно встречается применительно к разным объединениям как на севере, так и юге восточно-славянского мира.

III этап складывания Древнерусского государства заключается в объединении двух центров восточнославянской государственности – северного и южного. После смерти Рюрика в 879 г. его преемником стал князь Олег. В 882 г. он захватил Киев и стал главой нового политического объединения – Киевской Руси.

Однако 882 г. это лишь начало складывания Древнерусского государства, державы Рюриковичей. Понадобится еще почти столетие, чтоб все восточнославянские племена окончательно и бесповоротно были подчинены власти киевских князей. Олег (882-912) покорит древлян и обложит данью северян и радимичей, Игорю (912-945) придется вновь присоединить древлян и покорить уличей. Княжение Ольги (945-964) начнется страшным разгромом древлянской земли в отместку за убийство Игоря в 945 г., а на долю Святослава (964-972) выпадает присоединение вятичей. Лишь во времена князя Владимира I Святославича (980-1015) Древнерусское государство как политическое объединение сложится более или менее окончательно.

Таким образом, оценивая с научных позиций роль варяжского элемента в создании Киевской Руси, следует свести эту роль к «собиранию» восточнославянских земель, уже подготовленных внутренним развитием к государственности и объединению.

Государство Русь в IX-XII вв. представляло собой раннефеодальную монархию с элементами родовой демократии.Главой государства был киевский князь. Средневековое общество, тем более на ранней стадии развития, еще не знает принципа разделения власти. Поэтому князь был и верховным военно-начальником, верховным судьей, и верховным администратором, и верховным законодателем. Однако, это не означает, что власть киевских князей была абсолютной. Хотя они и были верховными властителями, тем не менее, делили государственную власть с господствующим классом и государственным аппаратом. Тем более, что в реальной жизни последние два элемента общества часто и во многом совпадали.

Действительно, при первых киевских князьях государство как раз и состояло из князя и дружин. Дружина составляла основную часть вооруженных сил страны и уже по одному этому являлась частью государства. Дружина делилась на старшую и младшую. Старшая дружина состояла из бояр (от «боляр», боец, т.е. дружинник) и княжеских мужей. Старшая дружина была и «военным штабом» киевского князя, и одновременно своего рода государственным советом, с которым князья принимали решения по важнейшим вопросам текущей политики и управления. Кроме того, время от времени на того или иного боярина или княжеского мужа возлагались «разовые» административные и судебные поручения. Они посылались посадниками (наместниками) в города и области, где вершили всю власть от имени князя.

В младшую дружину входили мечники, отроки и детские. Это были рядовые войны дружин, но, подобно своим старшим товарищам, они тоже выполняли различные государственные поручения. Из числа дружинников князь назначал воевод– предводителей различных военных отрядов; тысяцких – высших должностных лиц; данников – сборщиков поземельных податей; мечников, вирников– судебных чиновников; мытников – сборщиков торговых пошлин; биричей, метельников – мелких должностных лиц. Из состава дружины выделяются и управители княжеского вотчинного хозяйства – тиуны.

Особенностью Древнерусского государства было то, что новому государственному аппарату принадлежали далеко не все властные полномочия и функции. В обществе еще были сильны институты власти, корням своими уходившие в первобытное общество. Наиболее важным таким институтом было знаменитое вече. Оно существовало, по-видимому, во всех городах Киевской Руси и представляло собой довольно влиятельную политическую силу.

Таким образом, политический строй Древней Руси характеризовался сочетанием двух начал: княжеского и демократического, вечевого. Следует подчеркнуть, что характер Древнерусского государства вызывает споры. Некоторые ученые не считают его феодальным, полагая, что дань, собираемая с населения, являлась не рентой, а военной контрибуцией. Однако большинство историков рассматривают Древнюю Русь как раннефеодальное государство. Гораздо большего внимания заслуживает концепция «государственного феодализма», согласно которой крестьянство подвергалось эксплуатации со стороны не столько индивидуальных феодалов, сколько феодального государства.

Первоначально основным способом содержания государства был сбор дани с населения подвластных Киеву восточнославянских земель. Собиралась она еще примитивным способом – путем «полюдья». С конца осени в течение нескольких месяцев князь с дружиной объезжал различные земли Киевской Руси, собирая дань. Кроме полюдья, еще существовал «повоз»: население тех земель, куда князья и наместники ехать не могли или не хотели, должно было само везти дань в Киев. Во время полюдья князь или посадники чинили суд и расправу по тем жалобам, с которыми население обращалось к князю. Размеры дани, место и время сбора не определились заранее, княгиня Ольга в 946 году установила «уроки», то есть фиксированные нормы дани, время и место ее сбора. Единицей обложения были «дым» (двор, семья) или «плуг» («рало»). Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты – оброка.

Следует отметить, что феодальные отношения в Киевской Руси не были определяющими и еще долгое время сохранялась сильная патриархальная соседская община, что можно объяснить различными причинами, в том числе и наличием свободных территорий, куда могли уйти общинники. Сельские общинники на Руси назывались смердами, которые долгое время были юридически свободными. Они состояли из смердов, зависимых только от государства, которому они платили налоги и отбывали различные повинности, и смердов, зависимых от феодалов. Постепенно доля последних увеличивалась, поскольку их мелкое хозяйство было весьма неустойчивым. Процесс разорения смердов происходил из-за непомерных государственных поборов, бесконечных военных походов, набегов кочевников, неурожаев. Общинники были вынуждены обращаться за помощью к феодалу и заключать с ним особый договор – «ряд», по которому они отрабатывали свой долг, выполняя различные виды работ. На этот период свободные смерды становились рядовичамифеодально-зависимые люди, выполнявшие определенные повинности. Были еще и закупыотрабатывавшие купу (долг). Постепенно зависимым людям все труднее было отдавать ссуды, и они становились неоплатными должниками, а временная юридическая зависимость превращалась в постоянную.

Еще в сельской общине имелись «изгои», «сироты», которые представляли ее малоимущие слои. Изгоями, в частности, признавались выкупившиеся из неволи рабы, разорившиеся купцы, поповичи, которые не выучились грамоте, а потому не имели права служить в церкви. Среди самых низших, бесправных слоев населения были «холопы», или «челядь», близкие по положению к рабам. Они выполняли тяжелые работы по хозяйству в феодальной вотчине, в основном, на полях (так называемые «страдники»). Были также «обельные» (полные) холопы, холопы «по ряду», которые добровольно отказывались от личной свободы и поступали к феодалу на основе договора-ряда.

На Руси также существовало и патриархальное рабство, но оно не стало преобладающей формой хозяйствования. Рабы, в основном из военнопленных, со временем получали земельные наделы, «усыновлялись» общинной, так как использование рабов было неэффективно. Многие благочестивые люди перед смертью отпускали часть своих рабов на свободу или завещали их церкви.

Наступление на общину, закабаление смердов, захват общинных земель – все это приводило к росту сопротивлений землевладельцев. Они убегали от феодалов на «пустощи», устраивали хищение имущества феодалов. Это заставляло киевских князей уделять внимание разработке правовых норм внутригосударственной жизни. Так, в 1016 году при Ярославе Мудром появилась «Русская правда», которая стала первым письменным сводом норм древнерусского законодательства. Позже в конце XI века была выпущена «Правда Ярославичей», вторая составная часть «Русской правды». В этих документах отменялась кровная месть, определялась ответственность за кражу и порчу имущества, скота, за нападение на представителей вотчинной администрации.

В XI веке начали формироваться, наряду с княжескими, боярские вотчины. Вотчина – это такая форма владения, при которой земля переходила по наследству. Смерды, жившие на этих землях, становились лично зависимыми от новых собственников. Бояре осуществляли наступление на сельскую общину такими же методами, как и князья, через постепенное экономическое и юридическое закабаление.

Внешняя политика Киевского государства решила ряд задач: укрепление государства, охрана границ и обеспечение безопасности населения; развитие дипломатических, торговых, культурных связей с окружающим миром; расширение территории, получение дополнительных ресурсов для развития. Важное место занимали отношения с Византией. Для молодого государства более развитая империя была привлекательна как источник ресурсов. Походы в Византию предпринимались не однажды.

В 907 г. Олег (879-912 гг.) отправился в поход на Царьград (Константинополь) на 2000 кораблей и подступил к стенам византийской столицы. Империя, не принимая боя, предпочла откупиться. В 912 году при князе Олеге между Русью и Византией был заключен договор, в котором оговаривались условия торговли, статус русских, находившихся на военной службе в империи, правила выкупа пленных. Князь Игорь (912-945) дважды предпринимал походы в Византию: в 941 г. потерпел поражение в 944 г. без боя получил богатый выкуп от империи. Обмен мирными посольствами между Русью и Византией, две поездки княгини Ольги в Царьград и принятие ею христианства, к середине Х века создали основу для устойчивых отношений.

На востоке Киевское государство граничило с Волжско-Камской Болгарией (Булгарией). Хазарский каганат, расположенный на юго-востоке, в междуречье Волги и Дона, динамично развивался, используя ресурсы завоеванных территорий. Но в степях появились печенеги. Они разгромили все северные и западные владения каганата, разграбили и сожгли крупнейшие торговые города. Смертельный удар каганату нанесла Русь. В 965 г. князь Святослав с войском положил конец его существованию, разгромив хазарские силы и захватив главные города.

В 968 г. печенеги предприняли большой поход на Русь и дошли до Киева. В 972 г. ими был убит князь Святослав, который возвращался из Болгарии. Впоследствии печенеги были разгромлены и русские князья стали использовать военные силы печенегов в качестве наемников в далеких походах. Князь Владимир Святославич (980-1015 гг.) в конце Х в. существенно укрепил границу со степенью. Он создал на рубеже Киевской земли ряд крепостей (Белгогрод, крепости на берегах рек Десна, Трубеж) для защиты от кочевников. Волны кочевой экспансии с востока вытеснили печенегов, принесли в стены сначала торков, а затем, в середине ХI в. – половцев, кочевой народ тюркского происхождения. Половецкое объединение племен отрезало Русь от Волги и перекрывало торговлю с Востоком.

Экономические, политические, династические и другие связи имела Древняя Русь с Европой. Размах и уровень династических браков особенно был заметен при Ярославе Мудром (1019-1054). Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа, сыновья – на дочерях польского короля, византийского императора, немецкого графа. Дочери Ярослава стали королевами: Анастасия – венгерской, Елизавета – норвежской, а затем датской, Анна – французской. Не менее поразительны были брачные связи Владимира Мономаха и его детей (I-я четверть XII в.). Сын византийской царевны, он был женат на дочери последнего англосаксонского короля Гарольда, его сын – на дочери шведского короля, а дочь была замужем за венгерским королем. Таким образом, великокняжеский род Рюриковичей стал составной частью европейской династической системы, а Древняя Русь – частью христианского мира.