VI. Практическая работа

V. Физкультминутка

IV. Знакомство с новым материалом

Учитель. На какие группы вы разделили продукты питания?

Дети. На группу продуктов растительного происхождения и группу продуктов животного происхождения.

Учитель. Как вам кажется, какая группа важнее?

(Дети высказывают гипотезы).

Учитель. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, что нужно знать?

Дети. Нужно знать из чего состоят продукты (пищевую ценность, состав продукта и т. д.).

Учитель. Это и есть цель нашего урока. Назовите её ещё раз.

Учитель. Узнать каков состав пищи?

(В слайде 1 цель урока (пункт 2) подчеркнуть красной чертой.)

Учитель. Отметьте в маршрутном листе, как поняли цель урока.

(Дети нужным цветом отмечают).

Учитель. Откуда это можно узнать?

Дети. Прочитать на упаковке. Провести опыты.

Учитель. На столе у вас конверты, посмотрите. Что можете сказать?

Дети. На этикетках написана пищевая ценность продукта. Содержание белков, углеводов, жиров в продукте, витамины и энергетическая ценность.

Учитель. Что заметили общего?

Д. Что во всех продуктах содержатся белки, углеводы, жиры.

Учитель. Давайте информацию о белках, углеводах и жирах поищем в учебнике на стр. 82. Будем читать с карандашом. (Дети работают с учебником)

Учитель. Что узнали о белках? (Дети зачитывают, в это время на экране высвечивается Слайд 2)

Учитель. Что узнали об углеводах?

Учитель. Что узнали о жирах? Как эти три компонента можно назвать в целом?

Дети. Органические вещества.

 

Учитель. Внимание на экран. Скажите, в каких продуктах содержится больше всего белков (слайд 3), углеводов (слайд 4), жиров (слайд 5).

Раз – продукты, два – еда.

И без них мы никуда.

Что же пищу составляет

И расти нам помогает?

Клетки нам белок построит

И защиту нам устроит.

Топливо жиры дадут

И замёрзнуть не дадут.

Без энергии, друзья,

Нам прожить никак нельзя.

Углеводы потребляй,

Солнце в небе зажигай!

Учитель. Напомните тему урока.

Дети. Значение питания. Продукты питания

Учитель. На каком этапе мы сейчас находимся?

Дети. На этапе исследования.

Учитель. Да, мы сейчас будем настоящими исследователями. Назовите объекты исследования, они лежат на вашем столе. Что их объединяет? (Учитель табличку прикрепляет к доске)

Дети. Это продукты растительного происхождения.

Учитель. Какие органические вещества будем пытаться обнаружить?

Дети. Белки, углеводы, жиры. (Учитель табличку прикрепляет к доске)

 

Учитель. Это предмет нашего исследования. Откройте лист 2 и прочитайте цель исследования.

Дети. Цель: исследовать какое органическое вещество присутствует в продукте.

(Учитель табличку прикрепляет к доске)

Опыт 1

(Описание: из муки и воды замешено крутое тесто, которое дети заворачивают в марлю и опускают неоднократно в стакан с тёплой водой. После извлечения теста в марле его следует отжать. Затем марлю следует развернуть. Оставшиеся вещество в марле – белок.)

Учитель. Попробуйте предположить, какое органическое вещество присутствует в муке. По опорным схемам расскажите последовательность работы.

Дети. Тесто из муки завернуть в марлю, опустить в стакан с водой, достать, отжать, опустить вновь. Сделать так 3 – 5 раз. Развернуть, потрогать, сделать выводы.

Учитель. Приступайте. (Учитель опыт делает вместе с детьми). Какое вещество на ощупь? Мы выделили белок. Отметьте в таблице. Верное ли предположение вы выдвинули?

Опыт 2

(Описание: Картофель разрезать на две половинки. На свежий срез картофеля нанести рисунок йодным лекером.)

Учитель. Попробуйте предположить, какое органическое вещество присутствует в картофеле. По опорным схемам расскажите последовательность работы.

Дети. На срез картофеля йодным лекером нанести линии, понаблюдать, что изменилось.

Учитель. Приступайте. (Учитель опыт делает вместе с детьми). Что наблюдаете?

Дети. На срезе картофеля после нанесения рисунка йодным лекером образовались линии коричневого цвета. На глазах изменили цвет и стали фиолетовыми.

Учитель. Углеводы вступили в химическую реакцию со спиртовым раствором йода, в результате чего и поменялся цвет линий. Отметьте в таблице. Верное ли предположение вы выдвинули?

Опыт 3

(Описание: Семечку подсолнуха очистить от кожуры, завернуть в бумагу и раздавить. На бумаге появляется жирное пятно)

Учитель. Попробуйте предположить, какое органическое вещество присутствует в семечке подсолнуха. По опорным схемам расскажите последовательность работы.

Дети. Семечку подсолнуха очистить от кожуры, завернуть в бумагу и раздавить.

Учитель. Приступайте. (Дети работают самостоятельно) Что наблюдаете?

Дети. На бумаге появляется жирное пятно, из семени подсолнуха выделили жир.

Учитель. Отметьте в таблице. Верное ли предположение вы выдвинули? Запишите общий вывод по исследованию. Но в муке преобладают углеводы, а не белки. Сейчас я это вам докажу. Кто догадался, как?

Дети. Углеводы изменили цвет спиртового раствора йода. Вероятно, мы капнем в стакан спиртовой раствор йода.

(Учитель капает в стакан, куда опускали мешочек с тестом, капельку спиртового раствора йода. Раствор окрашивается сначала в коричневый цвет, а потом на глазах у детей меняет цвет на фиолетовый).

Учитель. Верна ли ваша гипотеза? Дополните вывод по исследованию. Прочитайте полный вывод. (Учитель табличку помещает на доску)

Дети. Читают:

Вывод: Опытным путём мы установили, что в муке содержатся белки и углеводы, в картофеле есть углеводы, в семенах подсолнуха преобладает жир.

Учитель. Оцените свою деятельность в маршрутном листе.