Геллонский сакраментарий

К искусству лангобардов можно отнести кодекс Эгино.

 

Среди памятников англо-ирландского искусства можно выделить Евангелие из Дарроу. Книга содержит Евангелия, и, вероятно, является старейшей из дошедших до нас полных иллюстрированных книг с Евангелиями, созданных в Британии и Ирландии. Содержимое — четыре Евангелия и вспомогательные таблицы в предисловии к ним. Формат книги 247 на 228 мм, книга состоит из 248 пергаментных листов. Содержит большое количество миниатюр, включая шесть «ковёрных» страниц, полностью занятых узорами, полностраничную миниатюру с символами четырёх Евангелистов, четыре полностраничных миниатюры с символами каждого евангелиста и шесть страниц с декорированным текстом. Книга написана островным шрифтом (insular script). Ниже изображен так называемый «ковровый лист» этой книги.

Похожий стиль мы видим в Евангелие из Личфилда – соединение кельтских орнаментов и христианской символики, обилие ковровых листов, иллюстрации, рассчитанные на многоуровневость восприятия, то есть некоторые элементы изображения бросаются в глаза, а некоторые открываются только при тщательном рассмотрении.

 

 

6. Каролингское возрождение: общая характеристика и архитектура Каролингского возрождения: Аахенская капелла (интерьер), ворота аббатства в Лорше (экстерьер), ораторий Сент Жерменьи-де-Пре.

Термин «каролингское возрождение» относится к периоду конца 8- середины 9 века нашей эры и связан прежде всего с личностью короля Карла Великого. В этот период страна по масштабам становится империей, основными культурными центрами становятся Кельн и Аахен. Каролингское Возрождение характеризуется расцветом живописи, литературы, архитектуры и наук, что является во многом результатом умелой политики Карла Великого. Каролингское возрождение было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи, для чего было необходимо подготовить служебно-административные кадры, образованное духовенство. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Райхенау и др.). Центром Каролингского возрождения был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Дворцовая Академия», которой руководил Алкуин. В кружке участвовали Карл Великий, его биограф, советник и архитектор Эйнхард, поэт Ангильберт и др. КВ собирал вокруг себя философов, в том числе и восточных, которые брали себе имена античных ученых.

Основной концепт КВ являет собой синтез античного и христианского сознания: за идеал государственного устройства почитался Рим, но при этом одну из решающих ролей играло влияние религии. Все сферы искусства и науки пронизывает идея порядка.

Первые школы искусств образуются в монастырях. Этому способствует закрытость и автономность монастырской жизни (переход из одного монастыря в другой категорически запрещен), а также действовавший на тот момент во всех монастырях «Бенедиктинский устав», главный принцип которого – «молись и работай».

В архитектуре главную роль играет античное влияние. Возвращается ордерная система. Из обширного архитектурного строительства Карла1 до наших дней сохранилась капелла в Аахене, образующая сегодня сердце кафедрального собора. Она была начата по приказу Карла Великого около 790 г. по проекту Одо фон Меца и освещена около 800 г. Но дворец, к которому она относилась, исчез почти полностью. Он должен был напоминать об императорском Риме и соответственно назывался Латеран, по названию папской резиденции в Риме. Подобно храму, господствующему на римском форуме, дворцовая капелла Карла Великого стояла в конце обрамленного колоннами переднего дворца, который мог вместить около 7000 тысяч человек. В западной части капеллы находилась лоджия, обращенная во двор. Из нее император, сидя на троне, мог общаться с народом. Капелла перекрыта восьмичастным сомкнутым сводом. Внешняя стена имеет 16 углов. Капелла в Аахене несла в себе идею государственности. Капелла служила местом хранения важнейших государственных и церковных реликвий. Понятно поэтому предпочтение, отданное центрическому плану, к которому обратились строители, ибо уже по самой сути он заключал концепцию единства и централизации. Сохранялась в капелле и продольная ориентация от фланкированного башнями фасада к алтарю. При всей близости к знаменитой равеннской церкви Аахенская капелла несет в себе иное образное содержание. В Аахене на первый план выступила статичность пространства, доминирует масса стены и опоры в нижнем ярусе. Давящая сила тяжелых арочных конструкций « ставит на колени», тогда как отделенная выступающим карнизом и более ярко освещенная верхняя, императорская зона с вытянутыми пропорциями арок и стройными колоннами пронизана движением вверх и кажется недосягаемой. Пространство капеллы в Аахене получило тем самым тенденцию подразделяться на отдельные зоны, а также ячейки, что особенно ощутимо в обходной галерее нижнего яруса. Капелла Карла Великого несла идею драматического конфликта земли и неба, суровую власть силы.

 

Самым известным памятником эпохи Каролингов считается надвратный зал монастыря Лорш 8 века под Дармштадтом, который по предложениям построен в 800 году. Это свободно стоящее сооружение – трехпролетные выездные ворота монастыря, напоминающие римскую триумфальную арку. Полуколонны и пилястры с каннелюрами и с причудливо оформлено сложными капителями выделяются на многоцветном фоне из каменных плиток коричневого и бежевого цветов. Подобные ворота строились и в других монастырях средневековой Европы. В начале нашего столетия в интерьере под более поздними средневековыми фресками был обнаружен первоначальный декор, который имеет прототипы в архитектурных росписях римских домов.

 

 

Ораторий Жерминьи-де-Пре является важным и интересным памятником не только по причине малого количества сохранившихся построек эпохи Каролингского Возрождения, но и по причине уникальных архитектурных влияний, воспринятых им на протяжении его истории. Архитектура часовни уникальна среди Каролингских построек: давление старых Романских зданий уходит, открывая дорогу Вестготским, Византийским, Армянским, Мавританским веяниям. Черты восточной архитектуры угадываются в подковообразной форме арок и удивительной мозаике в апсиде. Общий план отсылает к архитектуре Армянских церквей.

Ораторий был выстроен греческим крестом в плане, организуя центральное пространство, измеряемое 32 шагами в каждую из сторон света. Рукава креста заканчивались апсидами (сохранившимися по сей день) с двумя прилегающими, но более маленькими апсидами (ныне разрушенными) в западной части. Над порталом сохранилась надпись: «Я, Теодульф, посвящаю этот храм славе Христовой. Все заходящие в этот храм, помните меня».

Интерьер, при входе с западного портала, не поражает роскошью: неф является поздней пристройкой. Несущими конструкциями являются внешние стены и четыре столпа, на которых покоится световая башня с высокими окнами. Надпись на северо-восточном столпе гласит: «Эта церковь освящена 3 января» и продолжается на противоположном, юго-восточном столпе: «в 806 году молитвами святых Женевьевы и Жермена». Однако, исследователи полагают, что это копия оригинальной надписи, выполненная в XIX столетии.

 

7. Каролингское возрождение: общая характеристика, монументальная живопись и книжная миниатюра (школы). Мозаики оратория Сент Жерменьи-де-Пре. Миниатюра (разнообразие тем и сюжетов, основные школы): «Аратея» Цицерона, «Похвала Кресту» Робана Мавра, Евангелие Годескалька, Евангелие монастыря Св. Медарда, Венское Евангелие (сильное влияние искусства Античности), Евангелие Эббона (вибрирующий стиль), Утрехтская Псальтирь (графичный стиль).

Каролингский Ренессанс - период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII—середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов.

Мощный импульс получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, каролингский минускул, что обеспечило принятие европейскими нациями общего языка и стиля письма. За период приблизительно в сто лет Северная Европа познакомилась с римским искусством, восприняв как торжественную импозантность позднеантичного и византийского искусства, так и местные варварские традиции, что подготовило почву для появления готического искусства и искусства Возрождения и сложило основы европейского средневекового феодального искусства.

По литературным источникам известно об интенсивном строительстве обширных монастырских комплексов, укреплений, базиликальных церквей и резиденций - "пфальцев" (центрическая капелла императорской резиденции в Ахене, капелла-ротонда Санкт-Михаэль в Фульде, церковь в Корвее, надвратная постройка в Лорше). Храмы и дворцы украшались многоцветными мозаиками (ораторий в Жерминьи-де-Пре) и фресками (фрагменты росписей в церквах Мюнстера и Осера).

Монументальная живопись.

Живописные росписи в архитектурных постройках (в технике мозаики и фрески) были постоянной и важной частью их внутреннего убранства.

Наиболее наглядный пример - мозаика абсиды церкви в Жерминьи де Пре (806 г.). Необычная своим редким сюжетом (Ковчег Завета с указывающими на него ангелами по сторонам) и свидетельствующая о прямом воздействии раннего христианского искусства Востока, она отличается как оригинальностью форм, так и интенсивностью своего колорита. Первое, что обращает на себя внимание, это обилие золота и яркое синее небо.

 

 

Миниатюра каролингов.

Каролингская книга - книга религиозного содержания. Характерное для таких книг искание декоративной пышности приводит к красочности, преобладанию техники гуаши, применению золота и часто встречающейся сплошной окраске пергамента пурпуром. Наиболее распространенным видом изобразительной миниатюры являются композиции, представляющие евангелистов. Классовая природа каролингского искусства явственно дает себя знать в частых изображениях монархов. К концу периода повествовательные сюжеты встречаются довольно часто. Среди композиций орнаментального порядка, наряду с богатыми декоративными инициалами, для каролингских рукописей особенно характерны помещаемые в начале Евангелий таблицы канонов (параллельные столбцы, указывающие на главы и стихи отдельных Евангелий, относящиеся к тем же событиям), оформленные, как правило, в виде аркад и портиков.
Разнообразие форм, особенно в области орнаментации, позволяет различать многочисленные школы, связанные, преимущественно, с территорией современной Франции и прирейнскими частями Германии.

Одной из наиболее характерных и первых по времени своего расцвета является школа, центр которой не выяснен и связывается то с Триром, то с Аахеном или Лоршем. Обозначаемая по первому приобретшему широкую известность ее шедевру —- Евангелию, написанному около 803 г. для аббатиссы Ады (Трир, Государственная библиотека), «Школою рукописи Ады», она называется также «Школою Годескалька» по имени художника, исполнившего около 781 года ее раннее произведение — Евангелие № 1203 Парижской национальной библиотеки. Как третий выдающийся памятник этой группы должно быть приведено Евангелие той же библиотеки, происходящее из монастыря св. Медарда в Суассоне (ок. 827). Несколько тяжелая пышность декоративного узора, применение пурпура и золота, подражание в орнаментации мозаикам из цветных мраморов или инкрустациям из античных резных камней являются основными чертами школы. Чрезвычайно показательна также принятая ею схема изображения евангелистов. Они сидят в обрамлении колонн и полуциркульной арки на троне, с пером и книгой в руках, спокойно задумчивые или в состоянии творческого порыва. Фигуры их воспринимаются как объемные формы в пространстве, и лишь в резких складках одеяний проявляются моменты стилизации.
Другая ранняя группа рукописей, где особенно выделяются так называемые «Евангелие Карла Великого» в Вене и «Аахенское Евангелие» (Аахен, собор), теснейшим образом примыкает к позднеантичным прототипам. Облаченные в белые тоги, евангелисты изображаются здесь в спокойных позах на фоне пейзажа, в котором передаются воздух и глубина пространства. Реальность образов и мягкая живописная техника служат наглядным свидетельством силы античных традиций. В указанных рукописях обыкновенно видят произведения мастерской, существовавшей при дворе самого Карла (так называемая «дворцовая школа»). Однако некоторые исследователи считают их памятниками раннего периода развития школы Реймса. Для последней показательны черты эскизности выполнения, явственно выступающие, между прочим, в вышедшей из этой школы знаменитой «Утрехтской псалтыри» (названа по месту хранения в Университетской библиотеке в Утрехте). К середине 9 века крупнейшая роль в области искусства миниатюры принадлежит мастерским двух монастырей — св. Мартина в Туре и близлежащего аббатства Мармутье. «Турская школа» выделяется прежде всего изяществом своей орнаментации, выработанной под прямым воздействием художественных изделий из металла. С другой стороны, в ней получают большое развитие и миниатюры изобразительного характера. Выделяется она также своими миниатюрами с торжественными, портретного характера, изображениями монархов. Они имеются в особенно известных рукописях школы — «Евангелии Лотаря» (ок. 840, Парижская национальная библиотека) и «Библии Карла Лысого» (ок. 850, там же).

Сюжеты. Для всего тогдашнего мира, как восточного, так и западного, был общим очень значительный запас христианских сюжетов.

При всем том общие черты каролингской миниатюры у различных художников и в различных школах, границы которых не могут быть с точностью определены, сложились весьма различно.

Калиграфская школа Карла Великого в Ахене.

"Дворцовая школа", под которой понимали, в противоположность монастырским школам Германской империи, школу каллиграфов и живописцев Карла Великого в Ахене.