III. Изучение нового материала.

II. Проверка ранее изученного материала.

I. Организационный момент.

Ход урока

VI. Домашнее задание.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Какие числа называются однозначными?

- Какие числа называются двузначными?

- Какие задания вызвали у вас затруднения, и удалось ли их преодолеть?

- Какие задания были легкими?

- А сейчас мы на втором сказочном дереве определим настроение, которое у вас создалось за урок.

Дети определяют свое настроение (вставляют листочки).

 

№ 9, 10. стр. 9. Устное объяснение учителем, как нужно выполнять домашнее задание.

 

Урок «Человек и мир»

Тема: Вода в природе. Свойства воды.

Цели урока:

Образовательная:

- познакомить учащихся с основными свойствами воды, расширить знания о значении воды в природе, в жизни человека.

Развивающая:

- развивать навыки групповой работы, практические умения проводить опыты, вести наблюдения.

Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к воде, понимание того, что вода – богатство нашей планеты.

Оборудование: физическая карта мира, карточки с заданиями для групповой работы, стаканы, ложки, емкости с водой, соль, сахар, чай, молоко, песок, мел.

Тип урока:урок изучения нового материала.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка ранее изученного материала.

III. Изучение нового материала.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

V. Домашнее задание.

Поскольку на данном уроке много времени уделяется изучению новой темы, проводятся опыты, то проверку ранее изученного материала можно провести в виде небольшого по времени устного или письменного фронтального опроса.

· Отгадайте загадку:

Без нее не будет моря, океана и реки.

Даже лужицы, в которой бултыхаются щенки.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды – жить нельзя нам без …

-

ДА
Разгадайте ребус:

 

 

· С использованием географической карты, иллюстраций учебного пособия (с. 53) проводится беседа с учащимися по новой теме.

- Что изображено на карте?

- Какой цвет преобладает на карте?

- Что изображают на карте синим цветом?

- Где еще встречается вода? (с опорой на иллюстрации учебника и личный опыт учащихся).

- Почему нашу Беларусь называют "синеокой"?

- Какая на вкус вода в море, океане?

- В реках, озерах?

· С помощью карты подвести детей к выводу о том, что на Земле больше соленой воды, которая не пригодна для питья, не используется в хозяйственной деятельности человека. Поэтому пресную воду необходимо беречь.

· Разгадывание загадок, которые подводят к осознанию того, что вода может находиться в трех состояниях (твердом, жидком, газообразном).

 

Из воды родился,

В воду превратился.

 

Зимой на земле лежит,

Весной в реку бежит.

 

Я и льдинка голубая,

Я и капля дождевая,

Я снежинка вырезная,

Я по травке разлита.

Догадайся, кто же Я?

 

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

 

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

· Беседа с опорой на опыт учащихся:

- Что будет, если лед принести в дом?

- Что будет, если воду положить в морозильник?

- Что мы видим, когда кипятим воду?

- Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? (снег, град, иней, лед).

- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (туман, облака, пар).

- Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии?

Работа по учебнику. Чтение первого абзаца на стр. 54, выводы.

Физкульминутка:

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно.

Вместе - раз, это брасс.

Одной, другой – это кроль.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

· Проведение практических работ в группах для выявления основных свойств воды.

Для проведения работы каждая из пяти групп получает карточку с заданием. После проведения работы дети рассказывают остальным о своих результатах.

Задания:

1-я группа:

1) налейте воду в стакан;

2) перелейте ее из одного стакана в другой;

3) почему это можно сделать?

(Вода текучая)

 

2-я группа:

1) опустите в стакан с водой ложку;

2) продолжаете ли вы ее видеть?

3) почему это происходит?

(Вода прозрачная)

3-я группа:

1) сравните воду по цвету с чаем и молоком;

2) понюхайте воду;

3) определите, имеет ли вода цвет и запах.

(Вода не имеет цвета и запаха)

4-я группа:

1) положите в воду соль и размешайте;

2) положите в воду сахар и размешайте;

3) что произошло с солью и сахарам? О чем это говорит?

(Вода является растворителем)

5-я группа:

1) положите в воду мел и попробуйте размешать;

2) положите в воду песок и попробуйте размешать;

3) что произошло? Все ли вещества растворяются в воде?

(Некоторые вещества в воде растворяются, а другие - нет)

По ходу выступления групп на доске заполняется таблица:

Свойства воды
Текучая
Прозрачная
Не имеет цвета и запаха
Растворитель. Растворяет некоторые вещества

В конце работы данные таблицы прочитываются учениками хором.