Навигационный треугольник скоростей.
Технические данные
Навигационный индикатор НИ-50БМК.
- для непрерывного указания места самолета в прямоугольной системе координат.
Комплект, размещение
- датчик воздушной скорости ДВС – под столиком штурмана;
- распределительная коробка РК-2 – за креслом штурмана;
- автомат курса АК-1
- задатчик ветра ЗВ-1 на п/д штурмана
- счетчик координат СЧ
- термокорректор ТК – носовая часть физюляжа.
Питаниe 27В, 36В 400Гц 3Ф
Диапазон измерения ИВС 200÷1100км/ч
Диапазон датчика ветра 0÷200км/ч
Инструментальные погрешности 5% от пройденного пути.
Включение, защита: АЗС-2 НИ-50БМК → На верхнем щитке штурмана.
Система получает курс от ГИК-1 (УШ-2)
Рп и Рст от ПВД-7.
На передней панели РК-2: предохранители по = I – 2А
По ~ I – 2А, 2шт.
U-скорость
V-воздушная скорость
W-путевая скорость
β-путевой угол
ε-угол сноса
δ-направление ветра
Для определения места самолета используются прямоугольные координаты.
Если одну ось таких координат совместить с северным направлением меридиана, а другую с направлением на восток, то задача сводится к непрерывному автоматическому определению составляющих пути пройденных вдоль выбранных осей координат. Для решения этой задачи необходимо воспользоваться навигационным треугольником скоростей.
Составляющие пути самолета определяются уравнениями:
Ś=w cos β t = (V cos ψ + U cos δ ) t
Ś=w sin β t = (V sin ψ + U sin δ ) t
Следовательно, для определения МС необходимо осуществлять непрерывное интегрированные составляющие ИВС и скорости ветра.
В этом случае координаты самолета определяются уравнениями:
Sc = w cos β dt = (V cos ψ + U cos δ ) dy
SB = w sin β dt = ( V sin ψ + U sin δ ) dt
В ряде случаев удобно пользоваться координатами, повернутыми относительно географических на некоторый угол Ψк. Этот угол – угол между северным направлением меридиана и «сев» направлением выбранных координат – угол карты.
После преобразования уравнения получают вид:
C = [V cos (ψ – ψк) + U (cos S – ψк) ] dt;
B = [V sin (ψ – ψк) + U (sin S – ψк) ] dt;
Автоматические устройства, которые определяют место самолета по приведенным уравнениям в произвольно ориентированной системе координат называются навигационными индикаторами.
Функциональная схема НИ-50
Эта функциональная схема построена на основе уравнений. ДВС выдает U = Vивс, величина которой определяется мембранным механизмом. Для уменьшения методической погрешности в ДВС вводится t заторможенного потока воздуха.
В АК происходит разложение вектора V на составляющие. Для этого в АК вводится сигнал курса от ГИК-1 и вручную угол карты ψк .
ЗВ выдает напряжение = составляющим скорости ветра, параметры ветра U, δ и ψк в ЗВ вводятся вручную.
СЧ выдает текущие координаты самолета в км в выбранной системе прямоугольных координат. Для этого в счетчике имеются 2 интегрирующих устройства, которые интегрирует сигналы от ЗВ и АК. Одно устройство интегрирует составляющие скорости самолета и скорости ветра вдоль оси С, другое – вдоль оси В.