Гелиоцентризм
Одним из первых в этом списке является Николай Коперник со своей идеей Гелиоцентризма.
Гелиоцентризм – это не только новая позиция в сравнении с Геоцентризмом рассмотрения небесных явлений, это начало нового мировоззрения, в котором «человек смотрит с позиции господа Бога» (Николай Коперник). Такая позиция основывается, по меньшей мере, на двух принципах:
1. Гносеологический принцип
2. Антологический принцип
Присмотримся к этим принципам:
1. Принцип гносеологический и суть этого принципа: унифицированное объяснение на основе единого принципа. Это принцип закладывает гносеологические основания новой науки. Суть этого основания – известно, Птолемей описывает движение каждой планеты различным способом. Коперник предлагает иное: он настаивает на объединении реальных движений всех планет в логически согласованную систему. В такой системе единой и для небесного и для земного движения единый объяснительный принцип, и он опирается на физически обоснованное понимание движения.
2. Антологический принцип и его суть: объединение небесного и земного. Этот принцип является фундаментом новой метафизики. В схоластическом учении космос имеет строго иерархическую структуру. В такой структуре у каждой вещи свое собственное место. В гелиоцентризме иное: фундаментальное свойство мира инвариантно относительно системы отсчета. Этот принцип постулировал:
a. Независимость свойств реальности, природы от человека.
b. Возможность описывать мир «с ничьей точки зрения».
Радикальные изменения, происходящие в современном научном мировоззрении, позволяют говорить о реформировании фундаментального принципа Коперника. Ему сегодня противопоставляется активно обсуждаемый в литературе знаменитый антропный принц. Мир так устроен, что позволяет человеку познать себя. Человек так устроен, что обязан и способен познавать окружающий мир.