ЧЕЛОВЕК В РАЮ. ГРЕХОПАДЕНИЕ

Блаженное состояние человека в раю (Быт. 2)

1–3 стихи. «Так совершены небо и земля и все воинство их». Еврейское слово «цеваам», можно перевести и как «украшение», но более верным является перевод «воинство», то есть ангелы.

Выражение "Бог почил от дел Своих" нельзя понимать буквально. Покой, по отношению к Богу, означает окончание дел творения. Но если дела творения закончились шестым днем, то не кончились дела промысла Божия о мире. Божественная деятельность в настоящее время проявляется не в созидании новых видов творения, а в сохранении сотворенного и в премудром устроении его дальнейшего существования.

Седьмой день – день покоя Творца, выделяется из среды других дней тем, что Господь благословляет и освящает его. Благословением Господь усвояет этому дню особенное значение, делает его достойным сохранения на будущее время, как памятник творения мира. Творец сделал седьмой день священным для человека.

4–6 стихи. Повествование об обитании первого человека в раю бытописателем предваряется кратким замечанием о происхождении мира. Бытописатель останавливается на происхождении растительного царства, которое появилось на земле без оросительной силы дождя и без содействия рук человеческих (5 стих), при чем необходимая для жизни растений влага обеспечивалась обильными испарениями, поднимавшимися с земли ("пар" – 6 стих).

Затем в 7 стихе говорится, что Господь особенным действием образовал из персти тело человека и вдунул в лицо его дыхание жизни, то есть вложил в образовавшееся из земного праха тело, душу с ее многоразличными способностями.

8–14 стихи. Для обитания человека Господь назначил рай, прекрасный сад. Вопрос о местонахождении рая представляет предмет самых разноречивых догадок и предложений. Однако определенные указания Библии на две известные реки Востока дают основание предполагать, что под Едемом нужно разуметь местность, расположенную между реками Тигром и Ефратом. Среди многочисленных прекрасных райских деревьев были насаждены Богом два особенные деревья – древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого древа были предназначены для поддержания в человеке бессмертия по самому телу. Древо же познания добра и зла было избрано Богом как орудие и средство испытания и воспитания человека в послушании Богу.

15–17 стихи. Человек, поселенный в раю, должен был «возделывать его и хранить» Этот труд должен был, прежде всего, развивать и совершенствовать физические силы человека, но, с другой стороны, телесный труд имел для человека и высшее духовное значение, ибо, поставляя его в особенную близость к предметам природы, давал ему возможность изучать ее законы. Кроме того, изучая предметы и явления природы, человек мог опытно познавать совершенства Творца и тем научиться благоговеть пред Ним и любить Его.

Для упражнения и укрепления в добре нравственных сил Бог преподал человеку заповедь не вкушать от древа познания добра и зла. Исполняя эту заповедь, человек сознательно удалялся от зла и стремился к добру, сообразовал свою волю с волей Божией. Для человека исполнение заповеди становилось причиной и источником его блаженства, но нарушение ее влекло наказание: человеку угрожало сделаться смертным по телу.

18–24 стихи. Наречение имен животных, которых Господь привел к Адаму, было знаком владычества человека над животным царством. С другой стороны, изучая рода и свойства животных и нарекая им имена, соответствующие их природе, Адам показал совершенство своего ума, развивая свои умственные способности, полагал начало языку, речи, как средству сообщать свои мысли другим.

Но среди животного мира не нашлось ни одного существа, с которым он мог бы словесно обмениваться своими; мыслями и чувствами. "И сказал Господь: не хорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему" (Быт. 2, 18). И вот Господь наводит сон на Адама, во время которого из его ребра Бог создает ему жену.

Как только создана была женщина и приведена к Адаму, он тотчас понял в этом акте Творца желание счастья для общественной жизни человека и… пророчески произнес слова, которые стали законом брака на все последующие века: "Вот это кость от костей моих, и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть" (Быт. 2, 23-24). Создав жену из ребра Адама, Господь этим самым соблюдает единство корня, от которого должно было произойти все человечество. "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…" (Быт. 1, 28).

Блаженное состояние прародителей в раю характеризуется теснейшим общением человека с Богом. Этот союз или завет Бога с человеком и является первобытною религией. В силу этого завета Бог непосредственными откровениями руководит человеком, делает его господином земли и животного мира, поселяет в прекрасном раю и чрез плоды древа жизни дарует ему вечную, бессмертную жизнь. Со стороны человека требовалось только совершенное послушание своему Творцу, и в частности, исполнение данной ему заповеди. Исполнение этого условия давало человеку возможность совершенства и блаженства.

Грехопадение прародителей (Быт. 3)

1–5 стихи: При искушении жены через змия, хитрейшего из всех животных (Мф. 10, 16), действовал диавол и змий был только орудием искушения. Из того обстоятельства, что речи змия клонились к тому, чтобы соблазнить человека преступить заповедь Божию, поступить против воли Божией и тем увлечь человека к греху и погибели следует, что под змием скрывалось существо злое и богопротивное. Сам Спаситель называет диавола "человекоубийцею от начала" и "отцом лжи" (Ин. 8, 44).

6 стих. Главным побуждением жены ко греху была гордость, желание сделаться равною Богу и затем чувственные плотские влечения: предполагаемый хороший вкус плодов и прекрасный вид древа познания добра и зла. Таким образом, в жене открывались греховные состояния, те похоти, которые по учению апостола Иоанна (1 Ин. 2, 16) возбуждаются в человеке предметами мира "похоти плоти" ("хорошо для пищи"), "похоть очей" ("приятно для глаз") и "гордость житейская" ("вожделенно, потому что дает знание"). Увлекаемая этими похотями жена, сама вкусив от запрещенного древа, прельстила и мужа нарушить заповедь Божию. Адам последовал примеру жены по тем же убеждениям, которые влекли ко греху Еву.

7–13 стихи. Следствия нарушения заповеди не замедлили обнаружиться. Повествование бытописателя показывает, что нарушение заповеди отозвалось на всех душевных силах человека. Грех коренным образом извратил, затемнил образ Божий, заложенный в человеке.

14–15 стихи. Слова наказания, обращенные к змию, следует рассматривать с двух сторон, с одной стороны – они имеют отношение к змию, а с другой, главным образом, они относятся к диаволу. Господь обрекает змия на постоянное унижение и лишает его некоторых естественных совершенств. По отношению к диаволу проклятие пред всеми скотами и зверями указывало на вечное и непрестанное отчуждение его от Бога, обречение же диавола в виде змия не пресмыкание указывало на его будущее полное унижение.

Как начало этого будущего унижения диавола Самим Богом полагается вражда между змием и женою, между семенем змия и семенем жены. Под змием и его семенем должно разуметь всех врагов добра и правды, то есть диавола и ангелов его, а также людей злых и нечестивых. Под семенем жены следует разуметь все же прежде всего Христа Спасителя. Результатом борьбы, положенной Богом между семенем змия и жены, будет совершена победа над диаволом: "Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту".

Исполнение этого обетования можно видеть в искупительной смерти Христа Спасителя, Который пришел на землю, чтобы "разрушить дела диавола" (1 Ин. 3, 8) и "связать змия древнего, который есть диавол и сатана" (Откр. 20, 8).

Таким образом, Господь, предавши проклятию виновника падения прародителей, вместе с тем дал им спасительное обетование о будущем Избавителе Который победит диавола. И Адам выразил свою веру в обетованного Искупителя в наименовании жены своей "Евою", то есть "жизнь" (20 стих) Церковь в словах суда Божия над змием видит первое обетование о Спасителе и потому называет это обетование "первоевангелием".

16 стих. В наказание жене полагаются болезни чадорождения и подчинение мужу.

17–19 стихи. Наказание мужу, прежде всего, выразилось в проклятии земли. Земля, ранее в изобилии дававшая человеку свои плоды, теперь лишается своих сил. Тяжелый изнурительный труд человека не всегда будет достаточно вознаграждаться, вместо ожидаемых плодов земля будет приносить "тернии и волчцы". Вместе с землею, возможно, и царство животных лишилось своих совершенств. Во-вторых, Господь осуждает человека на смерть и эта смерть становится уделом всего человечества.

22–24 стихи. Пред изгнанием прародителей из рая, как при сотворении человека (Быт. 1, 26) и жены (Быт. 2, 18), происходит собеседование между Лицами Святой Троицы, чем указывается на важность имеющего совершиться события. В словах Господа, сказанных при этом "вот, Адам стал как один из нас, зная добро и зло" выражается укоризна человеку и сожаление о его неразумии, побудившем возмечтать о равенстве с Богом.