Блок контроля исправности тиристоров

Основная неисправность тиристоров – потеря проводимости тока, что равнозначно обрыву цепи через тиристор.

В цепях обмоток статоров асинхронных двигателей выход даже одного тиристорз

строя равнозначен однополупериодному обрыву фазы ( т.к. оставшийся целым будет про-

пускать «свою» полуволну переменного тока ). Выход из строя сразу двух тиристоров приведет к двухполупериодному, т.е. полному, обрыву линейного провода ( фазы ).

В любом из этих двух случаев вращающий момент двигателя уменьшается.

Если пониженный вращающий момент двигателя станет меньше статического мо-

мента механизма ( грузового крана, лебедки, якорно-швартовного устройства ) , двигатель опрокинется ( груз или якорь вместо подъёма станет опускаться ).

Для отключения электроприводов при обрыве фазы применяют специальные блоки

контроля исправности тиристоров.

Эти блоки контроля включают в те же линейные провод, в которые включены тири

сторные коммутаторы ( рис.13.34, нижняя часть )

Основные элементы блока контроля:

1.Т - понижающий трансформатор 380/27 В;

2. VD1…VD4 – полупроводниковые диоды, собранные в выпрямительный мо-

стик Гретца;

3. VD5 – стабилитрон с напряжение рабочего пробоя 18…20 В;

4. КR1 - реле контроля.

 

В исходном состоянии, когда замкнуты контакты реле управления К1:1 и К1:2,

тиристорные коммутаторы пропускают ток, поэтому напряжение на первичной обмотке трансформатора Т равно 380 В.

При этом напряжение на вторичной обмотке – 27 В, а напряжение на выходе мости

ка – 24 В постоянного тока ( для мостика Гретца выпрямленное напряжение U= 0,9U= = 0,9*27= 24,3 ≈ 24 В ).

Это напряжение ( 24 В ) больше напряжения пробоя стабилитрона VD5, стабили-

трон пробит ( это – рабочий пробой ) и пропускает через себя ток по цепи:

«плюс» на левом выводе мостика – VD5 – катушка KR1 - «минус» на правом выводе мостика.

Реле контроля KR1 включено, его контакт в схеме управления замкнут ( на данной схеме не показан ), схема работает нормально.

Рассмотрим работу схемы блока в двух случаях:

1. вышел из строя только один тиристор;

2. вышли из строя оба тиристора.

В первом случае, вышедший строя тиристор, например, VS1, перестаёт про-

пускать ток, т.е. как бы «срезает» одну полуволну напряжения. Вторая полуволна пропу-

скается исправным тиристором VS2.

При этом напряжение на первичной обмотке трансформатора уменьшается в 2 раза, т.е. от 380 В до 190 В.

В результате напряжение на выходе мостика также уменьшается в 2 раза, от 24 В

до 12 В. Это напряжение меньше напряжения пробоя стабилитрона VD5, равного 18…20 В, поэтому стабилитрон запирается, отключая реле KR1.

Реле размыкает контакт KR1, в результате схема управления отключается. При этом асинхронный двигатель отключается от сети и затормаживается.

Во втором случае, если вышли из строя оба тиристора VS1 и VS2, напряжение на

катушке реле КR1 станет равным нулю, реле также отключится.

Отсюда становится понятным назначение стабилитрона VD – он нужен для того,

чтобы отключать реле КV при выходе из строя даже одного из тиристоров - VS1 или VS2.