Алгоритм работы схемы

Узел контроля длины якорь-цепи

Узел контроля действительной длины якорь-цепи представляет собой систему син-

хронной связи, в состав которой входят два сельсина:

1. сельсин-датчик длины якорь-цепи ВС; ротор этого сельсина через зубчатую

передачу жёстко связан с якорной звёздочкой ( рис. 12.10, а );

2. сельсин-приёмник ( указатель ) длины якорь-цепи ВЕ; на оси ротора сельсина

укреплена стрелка, которая при отдаче якоря перемещается вдоль шкалы действительной длины якорь-цепи.

Кроме стрелки, на оси находится кулачковая шайба с переменным профилем, по торцевой поверхности которой скользит ролик кулачкового устройства микропереключате

ля 1SQ1 ( cм. ниже «Узел задания длины якорь-цепи» ).

Само кулачковое устройство закреплено на рукоятке задания длины якорь-цепи.

Однофазные обмотки возбуждения обоих сельсинов включены параллельно на напряжение 110 В переменного тока ( выводы обмоток показаны горизонтальными лини-

ями, выходящими из прямоугольников «ВС» и «ВЕ» на рис. 12.10, б ). Трёхфазные обмот-

ки ротора сельсинов соединены тремя проводами ( три вертикальные линии между прямо-

угольниками «ВС» и «ВЕ» ).

Принцип действия системы синхронной связи: при повороте ротора сельсина ВС на такой же угол поворачивается ротор сельсина ВЕ.

На судах такие системы синхронной связи применяются в рулевых указателях, машинных телеграфах и др.

Узел задания длины якорь-цепи

Необходимую длину вытравленной якорь-цепи задают поворотом специальной ру-

коятки. На оси рукоятки закреплена стрелка, которая при повороте рукоятки перемеща-

ется вдоль шкалы заданной длины якорь-цепи. На шкале есть отметки ( деления ) задан-

ной длины якорь-цепи в метрах.

Кроме стрелки, на оси рукоятки закреплено кулачковое устройство микропереклю-

чателя 1SQ1 заданной длины якорь-цепи.

Для задания необходимой длины рукоятку надо повернуть так, чтобы стрелка рас-

положилась напротив соответствующего деления ( числа ) на шкале.

При этом одновременно повернётся кулачковое устройство микропереключателя 1SQ1 заданной длины якорь-цепи. Тем самым изменится взаимное расположение этого устройства и кулачковой шайбы на валу сельсина-датчика ВЕ длины якорь-цепи.

Чем больше угол поворота рукоятки, тем большее расстояние ( дугу ) при травле-

нии якорь-цепи пройдёт кулачковая шайба и тем позже переключится контакт 1SQ1.

В нулевом положении рукоятки контакт 1SQ1 разомкнут, т.е. травление якорь-цепи

невозможно.

 

Алгоритм работы схемы крайне прост.

Травление якорь-цепи выполняется в 2 этапа:

1. предварительный ( ручное управление травлением );

2. основной ( автоматическое травление ).

На первом боцман на баке последовательно нажимает кнопки SB1 «Подготовка к

работе» и SB2 «Предварительный спуск якоря».

После нажатия кнопки SB1 загорается сигнальная лампочка НL2 «Якорь готов к отдаче», свидетельствуя о том, что можно начинать спуск якорь-цепи.

После нажатия кнопки SB2 сразу же загорается сигнальная лампочка НL4 «Начало отдачи якоря», якорь опускается на 2 м. При этом загорается сигнальная лампочка НL3 «Якорь приспущен», после чего боцман должен отпустить кнопку SB2. Таким образом, на предварительном этапе якорь опускают на 2 м в ручном режиме.

На основном этапе выполняют автоматическое травление якорь-цепи на заданную длину нажатием кнопки SB3 ( SB4 ) «Автоматический спуск якоря».

Кнопка SB3 находится в рулевой рубке, кнопка SB4 – на баке. Выбор того или ино-

го места определяет капитан.