Описание принципиальной схемы
Основные сведения
Система управления электроприводом брашпиля по системе генератор-двигатель
Системой генератор-двигатель ( Г-Д ) называют систему, в которой исполнитель-
ный двигатель, приводящий в движение механизм, питается от отдельного генератора, а не от судовой сети.
Сам генератор приводится в движение дизелем ( на электроходах ) или асинхрон-
ным электродвигателем ПД ( в данной схеме ).
Система Г-Д имеет низкий коэффициент полезного действия – 30 - 40%, что объяс-
няется трёхкратным преобразование энергии. В данной схеме такое преобразование проис
ходит:
- в приводном асинхронном двигателе ПД, в котором электроэнергия судовой сети преобразуется в механическую на валу двигателя;
- в генераторе Г, в котором механическая энергия приводного двигателя ПД преобразуется в электрическую самого генератора;
- в исполнительных двигателях 1ИД, 2ИД, в которых электрическая энергия, получа-
емая от генератора Г, преобразуется в механическую на их валах.
Однако система Г-Д позволяет плавно и в широких пределах регулировать скорость
исполнительного двигателя, чего нельзя достигнуть иными способами регулирования скорости. Поэтому она до сих пор широко применяется на судах.
В этой системе обмотки якорей генератора Г и исполнительных двигателей 1ИД и 2ИД соединены последовательно ( они обтекаются одинаковым током ), что позволило создать простую и эффективную защиту от токов перегрузки при помощи последователь
ной противокомпаундной обмотки ( ПКО ) генератора ( см. ниже ).
К основным элементам схемы относятся ( рис. 12.7 ):
Рис. 12.7. Схема электропривода брашпиля по системе Г – Д
1. ПД – приводной асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором;
2. Г – генератор постоянного тока смешанного возбуждения напряжением 220 В и мощностью 45 кВт;
3. В – генератор постоянного тока смешанного возбуждения напряжением 220 В и мощностью 4,5 кВт;
4. 1ИД, 2ИД – исполнительные двигатели постоянного тока независимого возбуждения напряжением 110 В и мощностью 17 кВт каждый.
Приводной двигатель ( ПД ) предназначен для вращения якорей генератора Г и возбудителя В.
Ротор ПД и якоря генератора и возбудителя сидят на одном валу. Скорость ПД – 1500 об / мин, значит, скорость якорей генератора и возбудителя такая же.
Генератор Г на главных полюсах имеет три обмотки возбуждения:
1. параллельную ОГ;
2. последовательную ПКО;
3. независимую НОГ.
Магнитные потоки параллельной и независимой обмоток направлены согласно и
намагничивают генератор. Последовательная обмотка включена так, что её магнитный
поток направлен встречно магнитным потокам параллельной и независимой обмоток, т.е.
эта обмотка размагничивает генератор.
Таким образом, результирующий магнитный поток генератора
Ф= Ф + Ф - Ф .
Рис. 12.8. Внешняя характеристика генератора с ПКО ( а ) и механическая характе
ристика исполнительного двигателя в системе Г-Д ( б )
Встречное включение ПКО позволяет получить крутопадающие характеристики
генератора и обоих двигателей и тем самым ограничить ток стоянки двигателей до допу-
стимых значений I≤ 2,5 I( см. рис. 12.8, а, а также ниже «Защита от токов перегруз
ки» ).
Последовательно с параллельной обмоткой ОГ включено установочное сопротив-
ление СУ. Это сопротивление регулируется только при настройке. Оно предназначено для того, чтобы исключить самовозбуждение генератора Г при нулевом положении штурвала.
Такое самовозбуждение может вызвать аварию, т.к. при самовозбуждении появляет
ся напряжение на зажимах генератора и приводные двигатели 1ИД и 2ИД начинают вра-
щаться ( хотя рукоятка командоконтроллера находится в положении «0» )..
Возбудитель В имеет на главных полюсах последовательную ПОВ и параллельную
ОВВ обмотки возбуждения. Магнитные потоки обмоток направлены согласно, что обеспе-
чивает стабильное напряжение на зажимах В без применения автоматического регулятора напряжения.
Возбудитель служит для питания независимых обмоток возбуждения 1НОИД и
2НОИД обоих двигателей, независимой обмотки возбуждения генератора НОГ и двух катушек 1ТМ, 2ТМ электромагнитных тормозов обоих двигателей.
Каждый из двигателей 1ИД и 2ИД имеет на главных полюсах независимые обмот-
ки возбуждения 1НОИД и 2НОИД.
Последовательно с обмотками включены экономические сопротивления 1СЭ и 2СЭ, уменьшающие нагрев этих обмоток в нерабочем состоянии брашпиля.
Параллельно обмоткам включены разрядные резисторы 1СР и 2СР, защищающие обмотки от перенапряжений при размыкании контактов 1П-4, 1П-5 и 2П-4, 2П-5.
Кроме того, последовательно с обмотками 1НОИД и 2НОИД включены токовые
катушки 1РОП, а параллельно этим обмоткам – катушки напряжения 1РОП и 2РОП реле обрыва поля. Магнитные потоки обеих катушек направлены согласно. Назначение РОП объясняется ниже ( см. «Защита от обрыва поля» ).
Способ регулирования скорости обоих двигателей 1ИД, 2ИД – изменением напря-
жения на каждом якоре. Для такого регулирования служит регулировочный резистор Р0-
Р7 в цепи независимой обмотки генератора НОГ.
Этот резистор имеет 7 ступеней:
1. нерегулируемые при работе ступени Р0-Р1 и Р6-Р7;
2. регулируемые ступени Р1-Р2, Р2-Р3, Р3-Р4, Р4-Р5 и Р5-Р6.
Ступени Р0-Р1 и Р6-Р7 регулируются только при настройке, остальные ступени вы-
водятся ( вводятся ) замыканием ( размыканием ) контактов КК16…КК20 командоконтрол
лера КК.
Таблица переключений контактов КК показана в нижней левой части рис. 1. Из таб
лицы следует, что рукоятка командоконтроллера имеет 13 положений: нерабочее положе
ние «0» и по 6 рабочих положений в направлениях «Выбирать» и «Травить».
Схема управления предусматривает 3 режима работы электропривода брашпиля:
1. в работе оба двигателя, 1ИД и 2ИД; этот режим – основной;
2. в работе двигатель 1ИД;
3. в работе двигатель 2ИД.
Второй и третий режим применяют при выходе из действия любого двигателя, что
повышает живучесть электропривода.
Для получения необходимого режима работы служат 7-полюсные переключатели
1П и 2П. Каждый переключатель имеет 2 положения:
1. двигатель в работе;
2. двигатель не работает.
На схеме контакты обоих переключателей находятся в положении, соответствую-
щем основному режиму работы, т.е. в работе оба двигателя.