Устройство и принцип действия зубчатого насоса
Ротационные насосы
Область применения
Эксплуатационные свойства осевых насосов
Способы регулирования подачи
Особенности пуска
При пуске осевых насосов надо открыть нагнетательный клапан ( для сравнения - у центробежного насоса при пуске нагнетательный клапан должен быть закрыт ).
Пуск осевого насоса при закрытом нагнетательном клапане приводит к перегрузке электродвигателя ( см. рис. 11.12 ).
Различают два способа регулирования подачи осевых насосов:
1. изменением угла установки лопастей колеса;
2. изменением угловой скорости нагнетателя ( т.е. скорости электродвигателя ).
Дросселирование ( изменение степени открытия клапана на нагнетательном пат-
рубке ) в осевых насосах не применяется.
При изменением угла установки лопастей колеса. можно поддерживать неизмен-
ным напор, чего нельзя сделать при регулировании угловой скоростью нагнетателя. Поэтому в осевых насосах в основном применяется регулирование подачи именно измене
нием угла установки лопастей колеса.
К достоинствам осевых насосов относятся:
1. простота конструкции;
2. минимальное число изнашивающихся частей;
3. пригодность к работе с загрязненной жидкостью;
4. возможность непосредственного сочленения насоса с электродвигателем;
5. высокая производительность ( подача );
6. высокий КПД, достигающий значения η = 0,7…0,9.
К недостаткам осевых насосов относятся:
1. невозможность «сухого» пуска, то вызывает необходимость заливания жидкости во всасывающий трубопровод перед началом работы;
2. малая высота всасывания, поэтому их располагают ниже свободного уровня заса-
сываемой жидкости.
Осевые насосы применяют в случаях, когда большую производительность необхо-
димо сочетать с незначительным напором, например, в качестве балластных насосов. Их
также применяют на ледоколах и судах ледокольного типа для освобождения корпуса суд
на, зажатого во льдах. На этих судах осевые насосы перекачивают воду с одного борта на другой, а затем в обратном напрвлении, что вызывает раскачивание корпуса судна ( как у детской игрушки «ванька-встанька» ).
Ротационные насосы подразделяют на два вида:
1. зубчатые (шестеренные);
2. винтовые.
Эти насосы применяют служат для перекачивания вязких жидкостей - топлива, смазочных масел и др.
Зубчатый насос показан на рис. 11.13.
Рис. 11.13. Зубчатый насос: 1 – корпус; 2 – ведомое зубчатое колесо; 3 – камера нагнетания; 4 - ведущее зубчатое колесо; 5 – камера всасывания
Насос состоит из ведущего 4 и ведомого 2 зубчатых колес, заключенных в общий корпус 1. При вращении колес жидкость, заполняющая впадины, переносится вдоль стенок корпуса из камеры всасывания 5 в камеру нагнетания 3, где выдавливается зубцами соседнего колеса, создавая напор.
Обратное движение жидкости предотвращается малыми зазорами между внутрен-
ней поверхностью корпуса и зубьями вращающихся колес.