Основные параметры
Классификация нагнетателей
По принципу действия различают нагнетатели:
1. центробежные;
2. пропеллерные;
3. поршневые;
4. ротационные с поршнями или выдвижными лопатками.
Для перекачки вязких жидкостей (топлива, масла и др.) иногда применяют шесте-
ренчатые и винтовые насосы.
По роду перекачиваемой среды нагнетатели разделяются на:
1. водяные забортной и пресной воды, питьевой и мытьевой, холодной и горячей воды;
2. топливные и масляные;
3. воздушные, дымовые, газовые;
4. хладоагента.
По назначению нагнетатели делятся на две основные группы:
1. судовых энергетических установок;
2. общесудовых систем.
К нагнетателям судовых энергетических установок относятся насосы: топливные, масляные, циркуляционные, конденсатные, охлаждающие, питательные и др. и вентиляторы: машинные, котельные, охлаждающие и др.
К нагнетателям общесудовых систем относятся насосы: пожарные, балластные, трюмные, санитарные, грузовые и т. д. и вентиляторы: трюмные, каютные, рефрижератор-
ные и др.
К основным параметрам нагнетателей относятся подача Q, напор Н и угловая скорость ω. Эти параметры определяют также момент сопротивления и мощность на валу механизмов.
Подача Q - количество жидкости или газа, подаваемое через сечения выходного патрубка нагнетателя в единицу времени. Для измерения подачи пользуются объемными значениями (м/с, м/ч, л /мин) и массовыми (кг / с, т / ч).
Напор H - энергия, сообщаемая нагнетателем единице массы перекачиваемой жид-
кости или газа.
Напор необходим для движения потока и преодоления им по пути различного рода сопротивлений.
Напор измеряют в метрах или миллиметрах водяного столба ( м ), при этом 1 мм вод. ст = 10 Па.
Наряду с понятием «напор» для характеристики работы нагнетателей используют понятие «давление», подразумевая под ним энергию, сообщенную 1 мжидкости.
В общем случае для измерения давления применяют две единицы:
1. мегапаскаль, сокращенно МПа;
2. техническая атмосфера, сокращено а.т. или at .
Соотношения между этими единицами такие:
1 at = 0,1 МПа и 1МПа = 10 at.
Для измерения скорости вращающихся частей нагнетателей применяют две едини-
цы:
1. «частота вращения», обозначается латинской буквой «n» и измеряется в
«об/мин» ( оборот в минуту ). Например, частота вращения двигателя n = 1500 об/мин.
Эта единица скорости – внесистемная, т.к. в ней используется внесистемная едини-
ца времени, а именно – минута ( в системе СИ время измеряется в секундах ).
Тем не менее эта единица до сих пор широко применяется на практике. Например, в паспортных данных электродвигателей скорость вала указывается именно в об/мин.
2. «угловая скорость», обозначается латинской буквой «ω» и измеряется в
«рад/с» ( радиан в секунду ) или, что одно и то же, с( секунда в минус первой степени ).
Соотношение между этими единцами такое:
1. частота вращения ( об/мин )
n = 9,55 ω ≈ 10 ω, ( 11.1 )
где ω – угловая скорость, рад / с ( или с);
2. угловая скорость ( рад / с )
ω = n / 9,55 ≈ n / 10. ( 11.2 )