ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ СУДОВЫХ НАГНЕТАТЕЛЕЙ
Контрольные вопросы
Техническое обслуживание рулевого привода
Техническое использование авторулевого
Техническое использование рулевого устройства
Подготовка рулевого и подруливающего устройств и авторулевого перед выходом в рейс
Техническая эксплуатация рулевых электроприводов
Перед выходом судна в рейс не ранее чем за 12 ч до назначенного времени выхода электромеханик должен:
а) осмотреть и подготовить к действию главные и вспомогательные (при наличии) электроприводы рулевого устройства ( устройства с поворотной насадкой), включая системы дистанционного и местного управления электроприводом, посты управления на мостике и в румпельном отделении , указатели положения руля, ограничители перекладки, средства сигнализации и защиты;
б) измерить сопротивление изоляции электрооборудования рулевого устройства;
в) проверить и убедиться в исправности действия всех частей рулевого устройства совместно со старшим механиком и механиком по заведованию ( обычно – 2-й механик ) в соответствии с указаниями инструкций по эксплуатации и правил технической эксплуатации вспомогательных судовых технических средств ( СТС ) путем полных перекладок руля с борта на борт при поочередной и совместной ( где это допускается инструкциями по эксплуатации )
работе электропривода и поочередном управлении электроприводом со всех постов и во всех возможных на стоянке режимах работы систем управления;
г) проверить в действии средства связи между ходовым мостиком, ЦПУ и румпельным помещением,
д) убедиться в исправности действия вентиляции и электронагревательных приборов для обогрева румпельного помещения.
В процессе подготовки рулевого устройства проверить точность показаний рулевого указателя ( аксиометра ). Разница между указанным и действительным углом положения руля ( поворотной насадки ) не должна превышать:
1. при положении пера руля в диаметральной плоскости - ± 1º;
2. при углах положения от 0º до 5º – не более ± 1,5º;
3. при углах положения от 5º до 35º – не более ± 2,5º.
Все неисправности, обнаруженные при проверке электрооборудования рулевого устройства, подлежат немедленному устранению.
О результатах проверки рулевого электропривода электромеханик и механик по заведованию докладывают старшему помощнику и старшему механику и делают соответствующие записи в вахтенном ( на мостике ) и машинном ( в ЦПУ ) журналах.
Перед выходом в рейс необходимо подготовить к действию авторулевой одновремен
но с подготовкой к действию электропривода рулевого устройства и указателей положения руля.
До начала проверки авторулевого помощником капитана по заведованию должна быть выполнена проверка соответствия репитера – датчика авторулевого показаниям основного прибора гирокомпаса.
При подготовке авторулевого к действию необходимо:
а ) осмотреть аппаратуру авторулевого;
б) измерить сопротивление изоляции,
в) произвести проверку работы авторулевого со всех постов управления в соответствии с инструкциями по эксплуатации при поочередной и совместной ( где это допускается инст-
рукциями ) работе электропривода рулевого устройства..
Во всех условиях плавания резервное электрооборудование рулевого устройства должно быть постоянно готово к немедленному вводу в действие со всех постов управления.
В сложных условиях плавания ( проходы проливов, съемка с якоря и т.п. ) в дополнение к работающему необходимо ввести в действие резервный ЭП рулевого устройства, если они могут работать одновременно.
В случае отказа или подачи сигнала о неисправности работающего ЭП или средств управления рулевым устройством вахтенный помощник ( ВП ) и вахтенный механик ( ВМХ ) должны немедленно принять меры по вводу в действие резервного электропривода или других средств управления рулевым устройством с последующим выводом из действия неисправных технических средств.
Электромеханик должен немедленно принять меры по устранению неисправности,, согласовывая свои действия с ВП и ВМХ.
Рекомендуется не реже одного раза в неделю переключать работающий и резервный электроприводы рулевого устройства.
Перед выводом из действий электропривода рулевого устройства руль должен быть установлен в диаметральную плоскость судна.
При техническом использовании авторулевого переход с одного вида управления на другой необходимо производить в соответствии с инструкциями по эксплуатации; при этом судно должно быть, как правило, на заданном курсе, а руль в диаметральной плоскости судна.
Коэффициент обратной связи и величина сигнала производной отклонения курса подбираются вахтенным помощником ( ВП ) в зависимости от водоизмещения судна, скорости хода и состояния моря в соответствии с инструкциями по эксплуатации так, чтобы рыскание судна было наименьшим при минимальном числе перекладок руля
При увеличении волнения моря для снижения нагрузок на рулевую машину, уменьшения числа и длительности перекладок рекомендуется увеличивать значение коэффициента обратной связи и уменьшать сигнал производной
При длительном использовании авторулевого, а также при подходе судна к районам со сложными условиями плавания совместно с ВП необходимо проверять исправность действия рулевого устройства в режимах управления "простой" и "следящий".
При обнаружении в электроприводе рулевых устройств "сползания" руля в режиме управления "простой" электромеханик совместно с механиком по заведованию ( обычно- 2-й механик ) необходимо принять меры по регулировке нулевого установителя и уменьшению люфтов в передачах, исполнительных механизмах и т.д.
От качества и надежности работы РЭП в значительной степени зависят безопасность плавания, а также технико-экономические показатели судов. Поддержание РЭП в работоспособном состоянии достигается грамотной технической эксплуатацией.
В состав РЭП входит множество элементов, показатели надежности которых неодинаковы. Ряд элементов (транзисторы, конденсаторы и т. п.), отказы которых носят внезапный характер, не обладают ремонтопригодностью и требуют замены после выхода из строя. Обнаружение неисправности здесь для неработающей системы возможно только путем периодических проверок.
Многие звенья подвержены влиянию физического старения, постепенно изменяют свои свойства во времени (износ, ухудшение сопротивления изоляции). Работоспособность таких элементов может быть восстановлена в процессе обслуживания, которое предусматривает замену и регулировку еще исправных узлов оборудования, достигших определенного возраста или степени изнашивания.
Характеристики распределения времени отказов аппаратуры РЭПявляются предметом изучения теории надежности. Значение таких характеристик позволяет обоснованно регламентировать обслуживания: периодичность и объем. осмотров, замен, периодичность проверок с целью контроля исправности оборудования и т. д.
С целью накопления материала все отказы оборудования регистрируют в специальных журналах с указанием характера отказа, времени наработки и т. п. Информация об отказах направляется с очередным рейсовым донесением судовладельцу, где ведется ее учет и анализ, вырабатываются конкретные рекомендации по обслуживанию, составу сменных и запасных частей и режиму их хранения.
Рулевой электропривод - система многократного действия. Продолжительность рабочих и нерабочих периодов определяется длительностью рейса и стоянок, являющихся в общем случае непостоянными.
Периодичность и общий объем обслуживания устанавливаются правилами технической эксплуатации электрооборудования. Наряду с этим следует учитывать также указания заводских инструкций, конкретизирующих нормативы и технологию операций по обслуживанию в зависимости от качества установленных приборов.
Для качественного обслуживания авторулевых электротехническому персоналу необходимо изучить техническую документацию, прилагаемую к каждому авторулевому.
Для рулевых электроприводов предусматривают специальные виды технического обслуживания. Еженедельно необходимо проводить наружный осмотр и проверять работу системы со всех управляющих постов.
Каждый месяц следует измерять сопротивление изоляции электрических машин, цепей питания, монтажных соединений.
Резиновые уплотнения смазывают специальной смазкой из смеси графита и касторового масла. Подтягивают крепеж агрегатов питания, приборов, проверяют состояние амортизаторов.
Один раз в полгода смазывают кинематические узлы в приборах, измеряют и регулируют контактные нажатия, промывают контакты. Одновременно проверяют наличие и состояние деталей ЗИП.
В процессе эксплуатации возникает необходимость в регулировании трех основных параметров авторулевого: коэффициента обратной связи, коэффициента сигнала тахогенератора и коэффициента усиления.
Изменение коэффициента обратной связи существенно отражается на каче
стве удержания судна на курсе: при полной загрузке судна этот коэффициент рекомендуется уменьшать, а при плавании с балластом увеличивать.
Коэффициент сигнала тахогенератора позволяет регулировать сигнал по скорости отклонения судна от курса. При ходе в тихую погоду его следует увеличивать, что повышает точность удержания судна на курсе. Вместе с тем это же способствует увеличению интенсивности работы рулевой машины, поэтому в свежую погоду сигнал тахогенератора необходимо уменьшать.
Коэффициент усиления системы изменяется регулятором «Грубо - Точно». Перевод регулятора из положения «Точно» в положение «Грубо» существенно снижает механическую нагрузку рулевой машины, незначительно ухудшая качество удержания на курсе. Поэтому рекомендуется при волнениях свыше 4-5 баллов «загрублять» чувствительность стабилизирующей системы.
Во время хода судна работа рулевого устройства проверяется электромехаником не менее двух раз в сутки.
При эксплуатации рулевого электропривода совместно с авторулевым необходимо руководствоваться следующим:
1. при следовании в узкостях, швартовке и выходе из порта рекомендуется использовать вид управления «Следящий» как наиболее удобный и экономичный;
2. в случае наличия неисправностей в следящих системах перейти на вид управления «Простой», который является резервным и позволяет выполнять все необходимые мероприятия по маневрированию судна;
3. при сложных маневрах судна для обеспечения надежности управления рекомендуется иметь в работе оба насоса, что при видах управления «Следящий» или «Простой» увеличивает скорость перекладки руля;
4. с целью уменьшения изнашивания РЭП переключатель чувствительности авторулевого в необходимых случаях устанавливать в положение «Грубо»;
5. для более равномерной эксплуатации оборудования рекомендуется при работе на одном насосе через каждые 12 ч переходить на другой насос (переключение следует проводить в момент времени, согласованный по телефону с вахтенным штурманом и по его приказанию).
При обнаружении неисправностей, требующих остановки рулевого электропривода , электромеханик докладывает вахтенному помощнику и вахтенному механику и в дальнейшем действует по их указанию.
1. Какими способами обеспечивается управляемость судна? Приведите краткую характеристику каждого способа
2. Объясните действие составляющих силы давления воды на перо руля. Какие именно составляющие сносят судно лагом? Накреняют судно?
3. При помощи структурных схем объясните взаимодействие составных частей электромеханических и электрогидравлических рулевых электроприводов ( РЭМ- и РЭГ-приводов )
4. По каким признакам и как именно классифицируются рулевые электроприводы?
5. Перечислите особенности простого, следящего и автоматического управления РЭП. Каково происхождение названия «Следящее управление»?
6. Какие органы управления используются при простом, следящем и автоматиче-
ском управлении РЭП?
7. В чем состоит разница между простыми, балансирными и полубалансирными рулями? Как она отражается на свойствах рулевого привода?
8. Объясните устройство и принцип действия электромеханической ( секторной ) передачи
9. Объясните устройство и принцип действия 4-плунжерной передачи
10. Объясните устройство и принцип действия лопастной рулевой машины
11. Объясните устройство и принцип действия рулевой машины с качающимися цилиндрами
12. Как устроен радиально-плунжерный насос ( насос Холла )? Каковы его особен-
ности?
13. Как устроен аксиально-плунжерный насос ? Каковы его особенности?
14. В чем состоят эксплуатационные особенности насосов постоянной подачи?
15. Нарисуйте и объясните схему сил, действующих на плунжеры рулевой машины
16. Объясните структурную схему простого управления РЭП
17. Объясните структурную схему следящего управления РЭП
18. Что такое самопроизвольные колебания пера руля на ходу судна? При каких
условиях они возникают? Каким образом подавляются эти автоколебания?
19. Объясните устройство и принцип действия механизмов управления насосов
постоянной подачи
20. Объясните устройство и принцип действия механизмов управления насосов
переменной подачи
21. Какие виды исполнительных двигателей применяются в РЭП?
22. Объясните работу схемы простого управления РЭП ( на примере РЭП судов ти-
па «Волго-Балт» )
23. Объясните работу схемы следящего управления РЭП ( на примере РЭП судов
типа «Александр Пушкин» )
24. Объясните работу структурной схемы авторулевого
25. Какова роль дифференцирующего устройства в авторулевых?
26. Какова роль интегрирующего устройства в авторулевых?
27. Перечислите требования Правил Регистра к РЭП
28. Перечислите виды специализированных устройств САЭП и объясните их назна
чение
29. Объясните устройство и принцип действия подруливающего устройства с ВРШ
и работу его системы управления
30. Объясните устройство и принцип действия успокоителя качки и работу его си-
стемы управления
31. В чем заключаются особенности технической эксплуатации РЭП и подруливающих устройств?