Основные сведения
Успокоители качки
В штормовых условиях крен судна достигает 35-40º. Поэтому на пассажир-
ских судах и паромах устанавливают специальные устройства – успокоители качки ( УК ) .
УК представляют собой несущие крылья симметричного профиля, располо
женные с двух бортов на скуле судна в районе плоскости миделя ( рис. 10.35 ). Часто эти крылья называют: «бортовые рули».
Эти рули закреплены на баллере. Баллер – стальной горизонтальный вал , предназначенный для передачи вращающего момента от гидравлического привода к перу рулю.
Принцип действия бортовых рулей
Рассмотрим принцип действия бортовых рулей ( рис. 10.35 )
. Пусть судно движется вперёд, а перо руля расположено в горизонтальной плоскости ( рис. 10.35, а ). Вода равномерно обтекает верхнюю и нижнюю плоскости руля и поэтому не оказывает давления на перо руля.
При опускании руля ( рис. 10.35, б ) вода начинает давить на нижнюю плоскость с силой Р. Эту силу можно разложить на две составляющие: горизонтальную Ри вертикальную Р.
Сила Рнаправлена противоположно движению судна и тормозит его.
Сила Рприподымает правую половину судна и создаёт крен на левый борт.
При подъёме руля ( рис. 10.35, в ) происходит обратное явление: сила Рприподымает левую половину судна и создаёт крен на правый борт.
Рис. 10.35. принцип действия успокоителя качки: а ) исходное положение правого руля; б ) руль опущен; в ) руль поднят; г ) схема действия гидродинамических сил на бортовых рулях ( вид со стороны кормы судна )
Поскольку рули расположены с разных бортов, они поворачиваются всегда в противоположные стороны. Например, при крене судна на правый борт руль правого борта надо опустить, а левого – поднять. При этом возникает осстанавливающий момент М, который направлен навстречу кренящему моменту Ми компенсирует его ( рис. 10.35, г ).
Рули – выдвижные, они располагаются в корпусных нишах. Если качки нет, рули утоплены в нишах. При появлении качки рули выдвигаются из ниш.
Для поворота и выдвижения ( уборки ) рулей служат гидравлические приводы, устроенные подобно приводу гидравлической рулевой машины. Масло в гидроцилиндры нагнетается при помощи насосов переменной подачи.