Основные сведения

Подруливающие устройства

Основные сведения

Электроприводы специального назначения

Электроприводы специального назначения ( ЭСН ) делят на 2 группы:

1. электроприводы, улучшающие мореходные качества судов;

2. электроприводы, выполняющие технологические операции, специфические для данного типа судна.

К первой группе ЭСН относятся:

подруливающие устройства;

успокоители качки.

Ко второй группе относятся:

1. системы кренования и дифферента;

2. системы откренивания судов;

3. автоматические буксирные лебёдки.

Подруливающие устройства предназначены для повышения манёвренности судов. С их помощью судно может перемещаться лагом (бортом ) и даже совершать полный оборот на месте. Такие устройства применяют на обычных транспортных судах, а также на судах - паромах, предназначенных для перевозки колёсной техники.

Системы успокоителей качки применяют, в основном, на пассажирских судах и морских паромах, в условиях, когда качка достигает 35.. .40°. Предназначены для умень

шения амплитуды качки судов и , таким образом, повышения их остойчивости.

Системы кренования и дифферента применяют на ледокольных судах, для борьбы с заклиниванием корпуса судна во льдах и придания корпусу судна необходимой осадки. С их по-

мощью можно раскачивать судно с борта на борт или изменять осадку ( например, подвсплы-

вать ) и тем самым освобождать корпус судна, зажатый во льдах.

Системы откренивания судна применяют на судах с горизонтальным спосо­бом по-

грузки ( суда типа ро-ро ) для выравнивания крена. Применение этих систем повышает без

опасность грузовых операций и обеспечивает надёжность работы въездной аппарели.

Автоматические швартовные лебёдки( АШЛ ) применяют на судах любых типов для обеспечения постоянного натяжения швартовных канатов в условиях, когда изменяется осадка судна.

Последнее возможно при приливах и отливах, а также при погрузке и выгрузке судна. Одновременно они используются как якорно-швартовные устройства, т.е. для рабо­ты как со швартовными, так и с якорными канатами ( для перемещения швартовных канатов и подъёма и спуска якорей).

Сила давления воды на перо руля определяется таким выражением

N = CS ( 10.18 ),,

где C- безразмерный коэффициент нормальной силы;

ρ = 1025 кг / м– массовая плотность воды;

υ – скорость набегающего на перо руля потока, м / с;

S – площадь пера руля, м.

Как следует из ( 10.18 ), сила давления воды на перо руля прямо пропорциональна квадрату скорости.

Отсюда следует, что при движении судна малыми ходами сила давления воды на перо руля резко уменьшается, судно перестает слушаться руля. Поэтому на малых ходах

применяют подруливающие устройства.

Подруливающие устройства предназначены для повышения манёвренности судна при движении судна с малой скоростью, например, при проходе каналов и узкостей, а также при подходе к причалу или отходе от него.

Эти устройства позволяют судну двигаться бортом ( лагом ), разворачиваться на месте, менять курс на малых ходах и значительно уменьшать радиус разворота судна.

Подруливающие устройства представляют собой цилиндрическую трубу ( тун-

нель ), расположенную в плоскости миделя ( т.е. в поперечной плоскости корпуса судна ) и свободно сообщающуюся с водой.

Внутри трубы находится винт с приводным электродвигателем. При работе электродвигателя винт создаёт поперечную силу ( упор ), направленную перпендикулярно корпусу судна.

Подруливающие устройства обычно устанавливают в носовой части судна, при их работе нос судна уходит вправо или влево относительно курса. На крупных судах могут быть несколько подруливающих устройств, расположенных в носовой, средней и кормовой частях судна.

Эти устройства используют винты двух видов:

1. с фиксированным шагом ( ВФШ );

2. с регулируемым шагом ( ВРШ ).

Угол поворота лопастей ВФШ не изменяется.

Угол поворота лопастей ВРШ можно изменять, что приводит к изменению

тяги. При этом скорость электродвигателя винта не изменяется, что значительно упрощает схему управления ВРШ.

Для управления ПУ применяют электрические, электрогидравлические и реже

пневматические системы управления.