Схемы защиты от токов короткого замыкания
Последствия токов короткого замыкания
Последствия токов короткого замыкания такие:
1. выделение в проводниках большого количества тепла, вследствие чего повреж
дается их изоляция;
2. дополнительно, в электрических машинах и трансформаторах повреждаются обмот-
ки из-за действия электродинамических сил, действующих на рядом расположенные проводни
ки.
Требования Правила Регистра к защитным устройствам от токов короткого замыкания
По Правилам Регистра:
1. защита от токов короткого замыкания должна устанавливаться в каждой фазе системы переменного тока, а также в каждом изолированном полюсе системы постоянного тока;
2. уставки защитных устройств от токов короткого замыкания должны быть не менее 200% номинального тока;
3. срабатывание должно быть мгновенным или с выдержкой времени, необходимой для получения соответствующей избирательности.
Защитные устройства мгновенного действия применяют для приемников электроэнергии - электродвигателей, нагревательных, осветительных и бытовых приборов.
Защитные устройства с выдержкой времени приме няют для защиты генераторов. Выдержка времени ( не более 1с) необходима для того, чтобы генераторы не отключались большими пусковыми токами мощных электродвигателей, например, компрессоров, мощных насосов, якорно-швартовных устройств и т.п.
На судах в качестве защитных устройств от токов короткого замыкания применяют:
1. предохранители;
2. автоматические выключатели;
3. реле максимального тока.
Все эти устройства действуют мгновенно.
Например, собственное время срабатывания автоматических выключателей в сред-
нем 0,03 с, реле максимального тока - 0,015 с, предохранителей - сотые доли секунды, причем время сгорания плавкой вставки тем меньше, чем больше ток короткого замыкания.
Рис. 111. Схемы защитных устройств от токов короткого замыкания: а - с предохра нителями; б - с автоматическим выключателем; в - с реле максимального тока
В схеме с предохранителями ( рис. 111, а ) предохранители должны устанавливаться в каждом линейном проводе ( требование Правил Регистра ).
Предохранители не следует применять для защиты от токов короткого замыкания в
обмотках статора 3-фазных асинхронных двигателей. Это объясняется тем, что при корот-
ком замыкании в обмотке статора может сгореть только один предохранитель. При этом дви-
гатель останется работать на 2-х фазах, его скорость уменьшится, а ток увеличится, двигатель может сгореть.
Кроме того, в комплекте с предохранителями обязательно применение трехполюсного выключателя, при помощи которого нужно включать и отключать двигатель.
Поэтому для защиты от токов короткого замыкания 3-фазных электродвигателей предпочтительней применять автоматические выключатели ( рис. 111,6). Они выполняют функции одновременно коммутационных и защитных устройств.
При коротком замыкании в любой фазной обмотке асинхронного двигателя все три контакта выключателя размыкаются одновременно.
Автоматические выключатели применяются в сетях переменного и постоянного тока.
Реле максимального тока мгновенного действия (рис. 111, в) применяют также в сетях переменного и постоянного тока.
Схема работает так.
При подаче напряжения на выводы А и В начинает протекать ток через параллельную обмотку возбуждения L. Никакие другие цепи не образуются.
При нажатии кнопки SB1 «Пуск» через контакты этой кнопки образуется цепь тока катушки линейного контактора КМ.
Контактор включается и замыкает три контакта: главные КМ.1 и КМ.2 и вспомогательный КМ.З.
При замыкании главных контактов образуется цепь тока якоря через катушки реле КА1, КА2. Происходит прямой пуск двигателя.
Вспомогательный контакт КМ.З шунтирует кнопку SB1 «Пуск», после чего ее можно отпустить.
При коротком замыкании в цепи обмотки якоря реле КА1 ( КА2) притягивает якорь, вследствие чего контакт КА1 ( КА2) размыкается, отключая катушку контактора КМ.
Все три контакта - KM.l, KM.2 и КМ.З - размыкаются. При размыкании КМ.1 и КМ.2 обмотка якоря отключается, двигатель останавливается.
При этом контакты КМ1 и КМ2 замыкаются, но катушка контактора КМ не может Получить питание, т.к. в ее цепи два разрыва: разомкнуты контакты кнопки SB1 «Пуск» и разомкнут контакт КМ.З.
Поэтому для повторного пуска двигателя надо нажать кнопку SB1 «Пуск».