Защиты от токов короткого замыкания
Стандартные защиты судовых электроприводов
Типовые узлы и схемы автоматического управления электродвигателей
В соответствии с Правилами Регистра, любой судовой электропривод должен иметь три вида защитных устройств:
1. от токов короткого замыкания;
2. от токов перегрузки;
3. по снижению напряжения ( нулевая или минимальная ).
Для отдельных видов электроприводов возможно применение дополнительных ви-
дов защиты или сигнализации вместо защиты. Например, в рулевых электроприводах при
меняется защита от токов короткого замыкания, при перегрузке включается сигнализация, при снижении напряжения срабатывает не нулевая, а минимальная защита, обеспечиваю-
щая автоматическое повторное включение электропривода после восстановления напряже
ния ( более подробно см. ниже, тема «Рулевые электроприводы» ).
Рассмотрим эти защитные устройства более подробно.
Под коротким замыканием понимают такой аварийный режим работы электрической цепи, при котором ток превышает номинальный в несколько раз Такой ток способен повре-
дить элементы цепи.
Косновным причинамвозникновения токов короткого замыкания относятся такие:
1. перегрузка электрической цепи;
2. тепловое старение изоляции;
3. человеческие ошибки при проведении работ с электрооборудованием.
Перегрузка электрической цепи может возникнуть при включении в данную сеть прием
ника электроэнергии, мощность которого превышает расчетную.
Такое включение чаще всего случается в старых береговых сетях, в которые, по мере эксплуатации, дополнительно включались новые приемники электроэнергии, на которые сеть не рассчитана.
В электроприводах перегрузка электрической цепи может иметь механический харак-
тер, например, при включении насоса с зажатыми после ремонта сальниками, при подъеме лебедкой груза, большего номинального и т.п.
Тепловое старение изоляции неизбежно во всех электрических устройствах, имеющих изоляцию - трансформаторах, электрических машинах, системах автоматики. В результате тепловой пробой переходит в электрический, при котором касаются друг друга соседние ого-
ленные проводники.
Человеческие ошибки при проведении работ с электрооборудованием можно снизить, если не допускать к работам неквалифицированный или недостаточно подготовленный персо-
нал. Если персонал квалифицированный, достаточно неукоснительно соблюдать Правила технической эксплуатации электрооборудования судов и Правила техники безопасности.