Элементная основа систем управления

Основные сведения

Системы управления САЭП

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ САЭП. СИСТЕМА ЕСКД. ТИПОВЫЕ УЗЛЫ, СХЕМЫ И УСТРОЙСТВА УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ

Под управлением электроприводом понимают выполнение опе­раций, осуществляю-

щих пуск, регулирование скорости, торможе­ние, реверсирование и остановку двигателя, а также его защиту, производимых в целях поддержания или соответствующего из­менения режима работы привода.

Под системой управления электроприводом понимают электротехническое устрой

ство, предназначенное для выполнения перечисленных выше операций и изготовленное чаще всего в виде металлического шкафа с аппаратурой управления ( контакторами, реле, защитными устройствами, элементами автоматики и т.п. ).

В зависимости от уровня автоматизации, т.е. от степени участия человека в процес-

се управления, различают три вида систем управления:

1. неавтоматизированного ( ручного) управления ( сокращенного названия нет );

2. автома­тизированного управления ( САУ ) ;

3. автоматического управления ( АСУ ).

Неавтоматизированное (ручное) управление осуществляют не­посредственным

воздействием оператора на аппарат ручного уп­равления: пусковой или пускорегулировоч

ный реостат, выключа­тель или контроллер.

В системах автоматического управления ( САУ ) управление объектом осущестля

ется без участия человека, пример – авторулевой.

В системах автоматизированного управления ( АСУ ) человек ( группа людей ) яв-

ляется самостоятельным звеном управления в составе системы управления, пример – си-

стема управления судовой атомной энергетической установкой.

В зависимости от элементной основы систем автоматики разли­чают электроприво-

ды с релейно-контактным, электромашинным и бесконтактным управлением.

В соответствии с этим можно назвать следующие применяющиеся в настоящее время системы уп­равления электроприводами.

Системы релейно-контакторного управления состоят из двига­теля постоянного

или переменного тока, магнитного пускателя или контроллера, командоконтроллера и ящиков сопротивлений ( в схемах на постоянном токе ).

Систему генератордвигатель ( Г—Д ) применяют в электро­двигателях большой

и средней мощности с плавным регулирова­нием скорости в широких пределах.

Систему ГД с питанием цепей возбуждения от ЭМУ, кото­рые используют в

качестве возбудителей и подвозбудителей — это так называемая каскадная система воз-

буждения ( рис. 9.64 ) крупных генераторов и двигателей. Каскадная система возбужде­ния позволяет уменьшить габаритные размеры аппаратов и облег­чить процесс управле-

ния.

Рис. 9.64. Система Г- Д с каскадным возбуждением ( а ), система Д – Г – АД

( б ), асинхронно-вентильный каскад ( в ) и система МУ – Д ( г )

 

Систему ЭМУД применяют в установках небольшой мощ­ности (до 10 кВт),рабо-

тающих с частым реверсированием.

Систему частотного регулирования асинхронного двигателя с использованием

машинного преобразователя частоты (система Д—СГ—АД) применяют в многодвига-

тельных приводах с одина­ковым режимом работы двигателей ( рис. 9.64, б ).

Систему тиристорный преобразователь двигатель (ТП—Д) в настоящее время

во многих случаях используют вместо системы Г-Д.

Асинхронно-вентильный каскад служит для регулирования скорости асинхронно

го двигателя с фазным ротором на основании опорной ЭДС ротора ( рис.9.64, в). Этот и большое число других каскадов применяют в установках большой мощности, где не­обходима реализация мощности скольжения асинхронного дви­гателя.

Система магнитный усилитель – двигатель ( МУ – Д ) позволяет с помощью ма-

лой мощности управления контролировать скорость, ток и напряжение двигателей по-

стоянного тока ( рис.9.64, г ). На судах применяется ограниченно, в системах автомати-

ки.

Система источник тока двигатель ( ИТ—Д ) с применением преобразователя источника ЭДС в источник тока позволяет регулировать электромагнитный момент двигателя изменением потока полюсов и обеспечивает его работу на абсолютно мягкой механической ха­рактеристике.

Микропроцессорные системы управления – рассматриваются ниже более подробно.