Промежуточные реле

Устройство и принцип действия реле напряжения

Реле напряжения

Основные сведения

Реле тока и напряжения

Реле тока и напряжения применяют в электрических цепях для контроля величины тока и напряжения. Реле тока рассмотрены ранее ( см. п 4. «Судовые распределительные устройства и коммутационно-защитная аппароатура», пп. 4.31 «Реле тока» )

Реле напряжения применяют в узлах защиты электроприводов постоянного и пере

менного тока по снижению напряжения ( см. ниже ).

 

Основные сведения

Реле напряжения представляют собой разновидность защитных реле. Они делятся на 2 вида:

1. реле минимального напряжения;

2. реле максимального напряжения.

Устройство и принцип действия реле напряжения такой же, как и реле тока, за од-

ним исключением: на сердечнике размещена катушка напряжения, выполненная тонким проводом и имеющая большое число витков ( до нескольких тысяч ). Кроме того, эта ка-

тушка включается параллельно цепи, напряжение которой контролируется.

Реле минимального напряжения предназначены для отключения контролируемой

цепи при недопустимом снижении напряжения на ней ( провале напряжения ). Примене-

ние этих реле обязательно в схемах судовых и береговых электроприводов. Более подроб-

ные сведения о реле минимального напряжения приведены ниже в 1.3.2 «Защита по сниже

нию напряжения «.

Реле максимального напряжения отключают контролируемую цепь при недопусти-

мом повышении напряжения на ней ( заброс напряжения ). На практике забросы напряже-

ния случаются гораздо реже, чем провалы и имеют непродолжительный характер, т.е. не опасны для работы электроприводов.

Реле максимального напряжения применялись в электроприводах грузовых лебе-

док на постоянном токе на судах типа «Ленинский комсомол». На этих судах наблюдалось такое явление: при спуске груза одновременно несколькими лебедками двигатели лебедок переходили в режим рекуперативного торможения с возвратом энергии в сеть. При этом

генераторы судовой электростанции переходили в двигательный режим и отключались при помощи реле обратного тока. Судно обесточивалось.

Для того, чтобы избежать обесточиваний, параллельно якорям двигателей включа-

лись катушки реле напряжения. Как только при спуске груза напряжение на якоре уве-

личивалось до 235…240 В ( за счет увеличения противоэ.д.с обмотки якоря на больших скоростях ), реле напряжения срабатывало и отключало двигатель лебедки от сети.

 

Основные сведения

Промежуточные реле применяются в системах управления электроприводами постоянного и переменного тока.

Они предназначены для выполнения следующих функций:

1. передача команд от низковольтных органов управления к аппаратуре основной цепи управления;

2. усиление сигналов команд и размножение командных импульсов.

3. связь между бесконтактными элементами судовой автоматики и выходными цепями систем управления электроприводами.