Силовой барабанный контроллер
Силовые контроллеры
Основные сведения
Контроллеры
Контроллер – от английского глагола «to control» - управлять.
Контроллером называется многоступенчатый аппарат управления с ручным приво-
дом, подвижные контакты которого переключаются по заданной программе при повороте его приводного вала.
В зависимости от назначения, контроллеры делятся на два вида:
1. силовые ( чаще – просто «контроллер» );
2. командоконтролеры.
Силовыми называются контроллеры,предназначенные для коммутации силовых
цепей. Токи в силовых цепях составляют единицы – десятки ампер. Например, контролле
ры серий КВ1 и КВ2 коммутируют токи от 10 до 60 А.
Командоконтроллераминазываются контроллеры,предназначенные для коммута-
ции цепей управления. Токи в таких цепях составляют десятые доли - единицы ампер.
Например, командоконтроллеры серий КВ0, КН и КТ рассчитаны на ток 10 А.
Силовые контроллеры применяют для пуска, реверса, регулирования скорости, торможения и остановки двигателей в электроприводах грузоподъёмных механизмов при мощности двигателя до 10…12 кВт и электроприводах якорно-швартовных механизмов при мощности до 20 кВт.
Различают два вида силовых контроллеров:
1.барабанные;
2.кулачковые.
Силовой барабанный контроллер изображен на рис. 9.33.
Рис. 9.33. Силовой барабанный контроллер: 1 – медные сухарики; 2 – неподвижные контакты; 3 – стальная рейка; 4 – зажимы; 5 – маховик; 6 – вал; 7 – кулачковые шайбы; 8 – медные пластины
Контроллер имеет литой корпус, закрытый крышкой с резиновым уплотнением. С
маховиком 5 механически связан вертикальный вал 6, на котором смонтированы кулачко-
вые изоляционные шайбы 7 с привинченными к ним медными подвижными контактами 8.
Эти контакты выполнены в виде сегментов разной длины, напротив которых распо
ложены на стальной рейке 3 изолированные от нее неподвижные контакты 2. Каждый та-
кой контакт на одном конце конце имеет сухарик – привинченный медный съемный кон-
такт 1, а на другом – зажимы 4 для подключения кабелей.
Сегменты расположены по высоте барабана в определенном порядке.
Принцип действия контроллера состоит в следующем.
При повороте барабана сухарики 1 cкользят по сегментам 8, замыкаясь или размы-
каясь с ними, что приводит к необходимым переключениям в схеме управления электро-
приводом.
Барабанные контроллеры имеют следующие недостатки:
1.большой вес и габариты;
2.недостаточно плотный скользящий контакт между подвижными и неподвижны-
ми контактами.
В 60-е годы ХХ века на смену барабанным контроллерам пришли кулачковые.