Опрокидывание эектродвигателя
Влияние на устойчивость электропривода напряжения сети.
Рассмотрим влияние напряжения сетина устойчивость электропривода перемен
ного тока.
При глубоких провалах напряжения сети работа асинхронного двигателя становит
ся неустойчивой – двигатель может опрокинуться.
Под опрокидыванием понимают аварийный режим асинхронного двигателя; при ко-
тором он останавливается или реверсирует. Условие опрокидывания такое:
М'< М,
где М'- критический момент двигателя при пониженном напряжении;
М- статический момент механизма.
Иначе говоря, опрокидывание наступит, если критический момент двигателя станет меньше статического момента механизма.
Напомним, что критический момент асинхронного двигателя пропорционален квадрату напряжения:
М= с,
где Uи f- соответственно напряжение и частота тока питающей сети.
Отсюда следует, что при допускаемом Правилами Регистра провале напряжения
сети, равном 15% ( U' = 0,85U) , новое, пониженное значение критического момента составит
М'= М= ( 0,85 )М= 0,7225 М≈ 0,7 М.
Последствия опрокидывания зависят от характера статического момента механиз
ма, а именно:
1. при реактивном статическом моменте двигатель останавливается и переходит в режим стоянки под током ( насосы, вентиляторы );
2. при активном статическом моменте двигатель вначале останавливается, затем реверсирует и под действием веса начинает разгоняться в направлении на спуск с возра
стающей скоростью ( грузоподъемные механизмы и якорно-швартовные устройства ).
Рис. 8.11. Переходные процессы при опрокидывании двигателя: а – при реактивном статическом моменте ( насос, вентилятор ); б – при активном статическом моменте ( лебед-
ка, брашпиль )
Рассмотрим процесс опрокидывания двигателя при реактивном моменте механизма
( рис. 8.11, а ).
До провала напряжения двигатель работает на естественной механической характе-
ристике ( ЕМХ ) в точке А с постоянной скоростью ω.
При провале напряжения двигатель переходит из точки А на ЕМХ в точку В на искусствен
ной механической характеристике ( ИМХ ). Скорость электродвигателя не успевает изме-
ниться вследствие инерции движущихся частей электропривода, поэтому в точке В скорость такая же, как и в точке А.
Поскольку в точке В момент двигателя Мменьше момента механизма М, двига
тель начинает уменьшать скорость до точки С. В этой точке критический ( максимальный ) мо-
мент двигателя М'< М, поэтому двигатель продолжит уменьшать скорость до точки Д.
В этой точке двигатель остановится и будет стоять под током с моментом короткого за-
мыкания Мдо тех. пор, пока не сработает тепловая защита.
Механизмы с активным статическим моментам ( грузовые лебёдки, брашпили) при опрокидывании реверсируют под действием веса груза или якоря.(рис.8.11, б ).
Переходный процесс при провале напряжения сначала протекает так же, как в предыду-
щем случае.
Однако после перехода двигателя в точку Д, двигатель не остановится, а сразу же ре-
версирует и станет разгоняться в обратном направлении ( точки F, F, F ). Поскольку знак электромагнитного момента двигателя не изменился, т.е. направлен в сторону подъёма груза, двигатель перейдёт в режим тормозного спуска и будет стараться уменьшить скорость спус-
ка груза
Однако при этом скорость спуска груза будет непрерывно увеличиваться. Это объясняется тем, что величина тормозного момента двигателя по мере перехода из точки Fв точку Fи далее в точку Fнепрерывно уменьшается ( М< М< М).
Если электродвигатель своевременно не отключить от сети и не затормозить механи-
ческим тормозом, это приведёт к аварии.