Электробезопасность при обслуживании электрических сетей
Особенности технической эксплуатации судовых электрических сетей
Техническая эксплуатация судовых электрических сетей
Техническую эксплуатацию электрических сетей регламентируют следующие основные руководящие документы (РД):
1. в обычной эксплуатационной обстановке - РДЗ 1.21.30-83 "Правила технической эксплуатации судовых технических средств";
2. при электроснабжении с берега во время стоянки в портах - РД 31.21.81 - 79 "Инструкция по электроснабжению судов от береговой сети";
3. при электроснабжении с берега во время стоянки на судостроительном или судоремонтном заводе - РД 31.83.03-67 "Правила по электробезопасности ремонтируемых и строящихся судов ".
На судах, помимо стационарных, могут применяться временные электрические сети.
Использование последних допускается в следующих случаях:
1. для подключения изотермических контейнеров и зерноперегружателей, подклю-
чения лихтеров и толкаемых составов;
2. электроснабжения судна от береговой сети во время стоянок в портах и на судоремонтных заводах;
3. в аварийных случаях.
Техническое обслуживание имеет целью поддержание исправного технического со-
стояния электрических сетей.
Все кабельные сети должны тщательно осматриваться не реже 1 раза в 6 мес. При этом проверяют: наличие и состояние защитных кожухов и состояние кабелей, уложенных в желобах и трубах; исправность защитных оболочек кабелей (в них не должно быть про-
жогов, разрывов и вмятин); нагрев кабелей; исправность заземлений металлических опле-
ток кабелей; отсутствие масла и топлива на кабелях; состояние окраски и антикоррозионных покрытий кабелей.
Одновременно проверяют прочность крепления перемычек и шин защитных зазем
лений. Переходное сопротивление между заземляющим винтом и оболочкой кабеля, измеренное омметром, не должно превышать 0,01 Ом.
Кабельные проходные коробки и групповые сальники необходимо проверять на герметичность всякий раз, когда возникает подозрение в нарушении их герметичности, и не реже 1 раза в 4 года.
Окраска кабелей, конструкций их крепления и кожухов на открытых палубах и в трюмах проводится не реже 1 раза в 4 года силами единой технической службы под руко-
водством боцмана.
Важнейшим эксплуатационным параметром электрических сетей является сопротивление изоляции, измерение которого должно проводиться не реже 1 раза в сутки при помощи щитового мегаомметра.
Независимо от этого необходимо не реже 1 раза в месяц измерять при помощи пере
носного мегаомметра сопротивление изоляции всего электрооборудования, включая ка-
бельные сети. Результаты измерений вносят в журнал технического состояния электрообо
рудования.
Ремонт электрических сетей чаще всего заключается в замене поврежденных уча-
стков кабельной трассы или их сращивании с одновременной установкой кабельной муф-
ты. В последнем случае необходимо разрешение Регистра .
Электробезопасность при обслуживании электрических сетей регламентируется Правилами техники безопасности, а также Правилами Регистра. В соответствии с послед-
ними, установлены следующие значения безопасного напряжения на судах:
1. 55 В между полюсами постоянного тока;
2. 55 В между фазами или между фазами и корпусом судна при переменном токе.
При этом под безопасным понимают напряжение, не представляющее опасности для обслуживающего персонала.
Степень поражения человека электрическим током зависит от ряда факторов, глав-
ными из которых считают силу тока, его род и частоту, продолжительность воздействия приложенного напряжения и др.
Смертельно опасной силой тока обычно считается 100 мА при частоте 50-60 Гц. Электрическое сопротивление человеческого организма при чистой и сухой поверхности кожи составляет десятки кОм, а при загрязненной и влажной коже уменьшается до 0,6-1,0 кОм.
Наибольшую опасность представляют также контакты с токоведущими частями, при которых ток проходит через важнейшие жизненные центры организма - сердце, лег-
кие, мозг.
Опасность поражения электрическим током во многом зависит от характера поме
щения, в котором находятся или работают люди.
В этом отношении судовые помещения делят на 3 категории:
1. помещения с повышенной опасностью, которым присуще одно из следующих условий: повышенная влажность (более 75 %); высокая температура (более 30 °С); токо-
проводящие палубы и настилы; возможность одновременного контакта человека с метал-
лическими корпусами электрооборудования и металлическими предметами, заземленными на корпус судна.
К таким помещениям относятся камбузы, провизионные кладовые, МКО и румпель
ные отделения.
2. помещения особо опасные, которым присущи одновременно 2 или более перечис
ленных выше условий, а также при наличии сырости (при относительной влажности до 100 %) или химически активной среды (едких паров, газов, жидкостей), способных разру-
шить изоляцию токоведущих частей.
К таким помещениям относятся коффердамы, танки, цистерны, прачечные, бани и др.
3. Помещения, не имеющие условий, создающих повышенную или особую опас-
ность.
Для надежного обеспечения электробезопасности на судах предусматривают целый комплекс мероприятий:
1. ограничение напряжения в главных цепях и цепях управления до 230 В постоян-
ного тока и 400 В переменного тока (кроме судов с ГЭУ), до 42 В для переносных инстру-
ментов, до 12 В для ручных переносных светильников.
2. ограничение выбора систем распределения электроэнергии.
На судах применяют 3-проводные системы с изолированной или компенсирован-
ной нейтралью.
При 1-фазном касании токоведущих частей в системе с изолированной нейтралью значение тока, протекающего через тело человека, меньше, чем в системах с заземленной нейтралью (оно определяется в основном электрической емкостью электросети относи-
тельно корпуса).
При компенсации нейтрали сила тока значительно уменьшается.
3. Использование СЭО в морском исполнении, а также надежную изоляцию и за-
крытие токоведущих частей.
4. Применение защитного заземления, т. е. электрического соединения с корпусом судна корпусов электрических машин, металлических частей кожухов, корпусов пускоре
гулирующей аппаратуры и распределительных устройств, светильников, измерительных приборов и др., работающих при напряжении свыше 12 В.
Человек, прикоснувшийся к заземленному корпусу электродвигателя М, оказавше-
муся под напряжением, окажется включенным параллельно замыкающей перемычке X
( рис. 6.19 ).
Рис. 6.19. Схема защитного заземления корпуса приемника электроэнергии
Сопротивление перемычки во много раз меньше сопротивления тела человека. Поэтому основная часть тока замыкания будет проходить через перемычку в виде тока I, а ток через тело человека Iбудет мал.
На схеме резисторами r, r, обозначено сопротивление изоляции проводов 1 и 2 относительно корпуса.
5. Использование защитных устройств, снимающих напряжение при проникнове-
нии человека в опасную зону; применение индивидуальных защитных средств и изолиро-
ванного инструмента, а также устройств защитного отключения и замыкания, компенсато
ров токов замыкания и др.
Для защиты от статического электричества используют материалы, имеющие удель
ное электрическое сопротивление не более 106 Ом*см, т. е. не являющиеся диэлектриче-
скими, и тщательно заземляют оборудование на корпус судна.
Перед началом работ с частичным или полным снятием напряжения электротехни-
ческий персонал обязан выполнить следующие мероприятия:
1. осуществить необходимые отключения;
2. вывесить запрещающие плакаты "Не включать - работают люди!"; проверить
отсутствие напряжения на токоведущих частях заведомо исправным индикатором (при этом отсутствие напряжения должно быть проверено между фазами и на каждой фазе по отношению к заземленным частям);
3. непосредственно после проверки отсутствия напряжения, в необходимых случа-
ях, наложить переносные заземления;
4. вывесить плакат "Работать здесь".
При аварийных работах на неотключенных токоведущих частях необходимо:
1. работы выполнять только вдвоем (со страхующим).
2. токоведущие части, на которых не предусматриваются работы, оградить диэлектрическими матами и.др.;
3. работать в комбинезоне с рукавами, застегнутыми у кистей, в головном уборе, диэлектрических галошах или стоять на диэлектрическом коврике;
4. пользоваться электроинструментом с изолированными рукоятками.
8.3. Пожарная безопасность при обслуживании электрических сетей
Пожарная безопасность обеспечивается соблюдением ПТЭ СТС и правил техники безопасности.
Температура отдельных частей электрооборудования и оболочек кабелей и прово-
дов не должна превышать допустимую классом изоляции.
Необходим систематический контроль состояния сопротивления изоляции электро
оборудования и электрических сетей.
Категорически запрещается использовать бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости для протирания коллектора, щеток и других частей электрических машин, нахо-
дящихся под напряжением.
В коммутационно-защитных аппаратах должны быть исправные дугогасительные устройства.
Токи уставок расцепителей АВ и плавких вставок должны соответствовать расчет-
ному току нагрузки.
В аккумуляторных помещениях нельзя пользоваться открытым огнем, в них следу-
ет применять светильники взрывобезопасного исполнения с вынесенными наружу выклю-
чателями. Включают вентилятор до начала заряда АБ и выключают спустя некоторое время после окончания заряда, что позволяет избежать образования взрывоопасной смеси выделенных при заряде газов и воздуха.
Необходимо тщательно проверять состояние опрессовки, пропайки кабельных нако
нечников и плотность их закрепления на контактных шпильках.
Следствием неплотной опрессовки или некачественной пропайки является плохой контакт между жилой и наконечником. В таких местах резко увеличивается переходное сопротивление и количество выделяемой в нем теплоты, что может привести к пожару электрооборудования.
На нефтеналивных судах, помимо обычных защитных заземлений, применяют за-
земление корпуса судна, т. е. электрическое соединение корпуса с заземлением на берегу или с корпусом другого судна.
После постановки судна к причалу заземляющий кабель подают на берег и надежно соединяют с береговым трубопроводом. Затем включают рубильник в цепи заземляющего кабеля, тем самым уравнивая потенциалы корпуса судна и берегового трубопровода.
Отключают заземляющий кабель в обратном порядке.
Таким образом, соединение и рассоединение трубопроводов проводятся при зазем
ленном корпусе судна, что позволяет избежать искрообразования между фланцами обоих трубопроводов в момент их касания или разделения вследствие разности потенциалов берегового трубопровода и корпуса судна.