Электробезопасность при обслуживании электрических сетей

Особенности технической эксплуатации судовых электрических сетей

Техническая эксплуатация судовых электрических сетей

Техническую эксплуатацию электрических сетей регламентируют следующие основные руководящие документы (РД):

1. в обычной эксплуатационной обстановке - РДЗ 1.21.30-83 "Прави­ла технической эксплуатации судовых технических средств";

2. при электроснабжении с берега во время стоянки в портах - РД 31.21.81 - 79 "Инструкция по электроснабжению судов от береговой сети";

3. при электроснабжении с берега во время стоянки на судострои­тельном или судоремонтном заводе - РД 31.83.03-67 "Правила по электробезопасности ремонтируемых и строящихся судов ".

На судах, помимо стационарных, могут применяться временные электрические сети.

Использование последних допускается в следую­щих случаях:

1. для подключения изотермических контейнеров и зерноперегружателей, подклю-

чения лихтеров и толкаемых составов;

2. элект­роснабжения судна от береговой сети во время стоянок в портах и на судоремонтных заводах;

3. в аварийных случаях.

Техническое обслуживание имеет целью поддержание исправного технического со-

стояния электрических сетей.

Все кабельные сети должны тщательно осматриваться не реже 1 раза в 6 мес. При этом проверяют: наличие и состояние защитных кожухов и состояние кабелей, уложенных в желобах и трубах; исправность защитных оболочек кабелей (в них не должно быть про-

жогов, разрывов и вмя­тин); нагрев кабелей; исправность заземлений металлических опле-

ток кабелей; отсутствие масла и топлива на кабелях; состояние окраски и антикоррозионных покрытий кабелей.

Одновременно проверяют прочность крепления перемычек и шин защитных зазем

лений. Пере­ходное сопротивление между заземляющим винтом и оболочкой кабеля, измеренное омметром, не должно превышать 0,01 Ом.

Кабельные проходные коробки и групповые сальники необходимо проверять на герметичность всякий раз, когда возникает подозрение в нарушении их герметичности, и не реже 1 раза в 4 года.

Окраска кабе­лей, конструкций их крепления и кожухов на открытых палубах и в трюмах проводится не реже 1 раза в 4 года силами единой технической службы под руко-

водством боцмана.

Важнейшим эксплуатационным параметром электрических сетей является сопротивление изоляции, измерение которого должно прово­диться не реже 1 раза в сутки при помощи щитового мегаомметра.

Независимо от этого необходимо не реже 1 раза в месяц измерять при помощи пере

носного мегаомметра сопротивление изоляции всего электрооборудования, включая ка-

бельные сети. Результаты измерений вносят в журнал технического состояния электрообо

рудования.

Ремонт электрических сетей чаще всего заключается в замене поврежденных уча-

стков кабельной трассы или их сращивании с одно­временной установкой кабельной муф-

ты. В последнем случае необхо­димо разрешение Регистра .

 

Электробезопасность при обслуживании электрических сетей регламентируется Правилами техники безопасности, а также Правилами Регистра. В соответствии с послед-

ними, установлены следующие значения безопасного напряжения на судах:

1. 55 В между полюсами постоянного тока;

2. 55 В между фазами или между фазами и корпусом судна при переменном токе.

При этом под безопас­ным понимают напряжение, не представляющее опасности для обслу­живающего персонала.

Степень поражения человека электрическим током зависит от ряда факторов, глав-

ными из которых считают силу тока, его род и частоту, продолжительность воздействия приложенного напряжения и др.

Смертельно опасной силой тока обычно считается 100 мА при частоте 50-60 Гц. Электрическое сопротивление человеческого организма при чистой и сухой поверхности кожи составляет десятки кОм, а при загрязненной и влажной коже уменьшается до 0,6-1,0 кОм.

Наиболь­шую опасность представляют также контакты с токоведущими частя­ми, при которых ток проходит через важнейшие жизненные центры организма - сердце, лег-

кие, мозг.

Опасность поражения электрическим током во многом зависит от характера поме

щения, в котором находятся или работают люди.

В этом отношении судовые помещения делят на 3 категории:

1. помещения с повышенной опасностью, которым присуще одно из следующих условий: повышенная влажность (более 75 %); высокая температура (более 30 °С); токо-

проводящие палубы и настилы; возмож­ность одновременного контакта человека с метал-

лическими корпуса­ми электрооборудования и металлическими предметами, заземленны­ми на корпус судна.

К таким помещениям относятся камбузы, прови­зионные кладовые, МКО и румпель

ные отделения.

2. помещения особо опасные, которым присущи одновременно 2 или более перечис

ленных выше условий, а также при наличии сырости (при относительной влажности до 100 %) или химически активной среды (едких паров, газов, жидкостей), способных разру-

шить изоля­цию токоведущих частей.

К таким помещениям относятся кофферда­мы, танки, цистерны, прачечные, бани и др.

3. Помещения, не имеющие условий, создающих повышенную или особую опас-

ность.

Для надежного обеспечения электробезопасности на судах преду­сматривают целый комплекс мероприятий:

1. ограничение напряжения в главных цепях и цепях управления до 230 В постоян-

ного тока и 400 В переменного тока (кроме судов с ГЭУ), до 42 В для переносных инстру-

ментов, до 12 В для ручных пере­носных светильников.

2. ограничение выбора систем распределения электроэнергии.

На судах применяют 3-проводные системы с изолированной или компенсирован-

ной нейтралью.

При 1-фазном касании токоведущих частей в системе с изолированной нейтралью значение тока, протекающего через тело человека, меньше, чем в системах с заземленной нейтралью (оно определяется в основном электрической емкостью электросети относи-

тельно корпуса).

При компенсации нейтрали сила тока значи­тельно уменьшается.

3. Использование СЭО в морском исполнении, а также надежную изоляцию и за-

крытие токоведущих частей.

4. Применение защитного заземления, т. е. электрического соедине­ния с корпусом судна корпусов электрических машин, металличе­ских частей кожухов, корпусов пускоре

гулирующей аппаратуры и распределительных устройств, светильников, измерительных приборов и др., работающих при напряжении свыше 12 В.

Человек, прикоснувшийся к заземленному корпусу электродвигателя М, оказавше-

муся под напряжением, окажется включенным параллель­но замыкающей перемычке X

( рис. 6.19 ).

 

Рис. 6.19. Схема защитного заземления корпуса приемника электроэнергии

 

Сопротивление перемычки во много раз меньше сопротивления тела человека. Поэтому основная часть тока замыкания будет проходить через перемычку в виде тока I, а ток через тело человека Iбудет мал.

На схеме резисторами r, r, обозначено сопротив­ление изоляции проводов 1 и 2 относительно корпуса.

5. Использование защитных устройств, снимающих напряжение при проникнове-

нии человека в опасную зону; применение индивидуаль­ных защитных средств и изолиро-

ванного инструмента, а также уст­ройств защитного отключения и замыкания, компенсато

ров токов замыкания и др.

Для защиты от статического электричества используют материалы, имеющие удель

ное электрическое сопротивление не более 106 Ом*см, т. е. не являющиеся диэлектриче-

скими, и тщательно заземляют обору­дование на корпус судна.

Перед началом работ с частичным или полным снятием напряже­ния электротехни-

ческий персонал обязан выполнить следующие меро­приятия:

1. осуществить необходимые отключения;

2. вывесить запрещаю­щие плакаты "Не включать - работают люди!"; проверить

отсутствие напряжения на токоведущих частях заведомо исправным индикатором (при этом отсутствие напряжения должно быть проверено между фазами и на каждой фазе по отношению к заземленным частям);

3. непо­средственно после проверки отсутствия напряжения, в необходимых случа-

ях, наложить переносные заземления;

4. вывесить плакат "Рабо­тать здесь".

При аварийных работах на неотключенных токоведущих частях необходимо:

1. работы выпол­нять только вдвоем (со страхующим).

2. токоведущие части, на которых не предусматриваются работы, оградить диэлектрическими матами и.др.;

3. работать в комбине­зоне с рукавами, застегнутыми у кистей, в головном уборе, диэлектри­ческих галошах или стоять на диэлектрическом коврике;

4. пользоваться электроинструментом с изолированными рукоятками.

8.3. Пожарная безопасность при обслуживании электрических сетей

Пожарная безопасность обеспечивается соблюдением ПТЭ СТС и правил техники безопасности.

Температура отдельных частей электрооборудования и оболочек кабелей и прово-

дов не должна превышать допустимую классом изоляции.

Необходим систематиче­ский контроль состояния сопротивления изоляции электро

оборудова­ния и электрических сетей.

Категорически запрещается использовать бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости для протирания коллектора, щеток и других частей электрических машин, нахо-

дящих­ся под напряжением.

В коммутационно-защитных аппаратах должны быть исправные дугогасительные устройства.

Токи уставок расцепителей АВ и плавких вставок должны соответствовать расчет-

ному току нагрузки.

В аккумуляторных помещениях нельзя пользоваться открытым огнем, в них следу-

ет применять светильники взрывобезопасного исполнения с вынесенными наружу выклю-

чателями. Включают венти­лятор до начала заряда АБ и выключают спустя некоторое время после окончания заряда, что позволяет избежать образования взрывоопас­ной смеси выделенных при заряде газов и воздуха.

Необходимо тщательно проверять состояние опрессовки, пропайки кабельных нако

нечников и плотность их закрепления на контактных шпильках.

Следствием неплотной опрессовки или некачественной пропайки является плохой контакт между жилой и наконечником. В таких местах резко увеличивается переходное сопротивление и коли­чество выделяемой в нем теплоты, что может привести к пожару электрооборудования.

На нефтеналивных судах, помимо обычных защитных заземлений, применяют за-

земление корпуса судна, т. е. электрическое соединение корпуса с заземлением на берегу или с корпусом другого судна.

После постановки судна к причалу заземляющий кабель подают на берег и надежно соединяют с береговым трубопроводом. Затем включают рубильник в цепи заземляющего кабеля, тем самым уравнивая потен­циалы корпуса судна и берегового трубопровода.

Отключают зазем­ляющий кабель в обратном порядке.

Таким образом, соединение и рассоединение трубопроводов проводятся при зазем

ленном корпусе судна, что позволяет избежать искрообразования между фланцами обоих трубопроводов в момент их касания или разделения вследствие разности потенциалов берегового трубопровода и корпуса судна.