АВАРИЙНОЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ
Контрольные вопросы
Техническое обслуживание выключателей и предохранителей
Техническое обслуживание автоматических выключателей
Техническое обслуживание распределительных устройств
Техническая эксплуатация распределительных устройств и аппаратов
При эксплуатации распределительных устройств (РУ) и пультов управления (ПУ)
выполняются:
.1. включение и выключение генераторов и потребителей электроэнергии;
.2. поддержание номинальных значений напряжения и частоты тока работающих
генераторов (при отсутствии автоматических регуляторов напряжения и частоты);
.3. перевод нагрузки с одного из параллельно работающих генераторов на другие и
обеспечение экономичной работы электроэнергетической системы;
.4. перевод нагрузки с судовых генераторов на электроснабжение от берего вой сети и обратно в соответствии с РД 31.21.81-79 «Инструкция по электроснабжению судов от береговых сетей» (с перерывом или без перерыва электроснабжения в зависимости от принятой на судне схемы);
.5. наблюдение за показаниями измерительных приборов, контролирующих пара-
метры генераторов, береговой сети и потребителей (напряжение, частоту, ток, мощность, сопротивление изоляции и др.);
.6. контроль за работой средств коммутации, защиты, сигнализации и блокировки;
.7. контроль нагрева шин и токоведущих частей аппаратов и приборов;
.8. контроль вибрации и шума аппаратов и приборов:
.9. поддержание в чистоте РУ и ПУ.
При подготовке РУ к действию после продолжительного нерабочего периода необ
ходимо:
.1. произвести внешний осмотр и убедиться в отсутствии на токоведущих частях
посторонних предметов, влаги и пыли;
.2. проверить состояние контактных соединений и крепежа;
.3. убедиться, что все АВ и другие коммутационные аппараты отключены;
.4. проверить правильность действия всех аппаратов путем включения их без тока;
.5. проверить наличие в предохранителях штатных плавких вставок (элементов);
.6. убедиться в чистоте и целости диэлектрических ковриков у РУ и ПУ.
Потребители электроэнергии, которые могут получать питание как непосред
ственно от ГРЩ, так и через аварийный распределительный щит (АРЩ), должны, как пра
вило, получать питание через АРЩ, во всех условиях эксплуатации.
При плавании в сложных условиях не рекомендуется без крайней необходимости выполнять какие-либо переключения и проверки на ГРЩ, АРЩ и ПУ.
Двери ГРЩ, и распределительных щитов (РЩ) должны быть заперты. Ключи от
ГРЩ, и АРЩ должны находиться у старшего электромеханика, а также непосредственно у ГРЩ (или в ЦПУ, если там размещен ГРЩ) и АРЩ.
Включение и отключение АВ с ручным приводом должны производиться непрерыв
ным движением их рукояток до крайних положений (упоров). Не допускается оставлять рукоятей АВ в промежуточном положении.
Включение АВ после их автоматического отключения (срабатывания) производит-
ся переводом рукояток в положение «Отключено», а затем - в положение «Включено».
Примечание. В АВ с электродвигательным приводом пружинного механизма реко
мендуется убедиться по указателю электродвигателя конечным выключателем.
Положение контактов АВ определяется только по специальным устройствам или
сигнальным лампами
При ложном срабатывании АВ необходимо их снова включить. При повторном срабатывании включение АВ разрешается только после устранения причины, вызвавшей срабатывание.
При срабатывании АВ из-за перегрузки или короткого замыкания в защищаемой цепи до повторного включения следует устранить причину срабатывания, осмотреть АВ и устранить при необходимости последствия срабатывания. Если требуется немедленное повторное включение АВ, их осмотр должен быть произведен при первой возможности.
Заклинивание, а также работа АВ со снятыми дугогасительными камерами запреща
ется.
Временное выведение из действия или блокировка расцепителей АВ допускается при необходимости только для предотвращения аварийной ситуации.
Для каждого предохранителя в РУ и ПУ должны быть указаны его назначение и величина тока плавкой вставки (элемента)
Необходимо использовать только штатные плавкие вставки (элементы). Резервные
плавкие вставки (элементы) и клещи для извлечения предохранителей должны находиться в РУ и ПУ.
Пробочные предохранители должны быть всегда плотно ввернуты. Запрещается подкладывать под плавкие вставки (элементы) какие-либо металлические прокладки или проволоку.
В случае срабатывания (расплавления) плавкой вставки (элемента) ее следует заменить; при повторном срабатывании замена разрешается только после устранения причи-
ны, вызвавшей срабатывание.
Правильность положения стрелок измерительных приборов относительно шкал
следует проверять не реже одного раза в месяц. Стрелки отключенных амперметров, вольтметров и ватт метров должны показывать «0»; щитового мегомметра - ∞; стрелки частотомеров и фазометров могут находиться в любом положении.
Продолжительность включения стрелочных синхроскопов, щитовых мегаомметров и вольтметров для измерения сопротивления изоляции сетей определяется схемами конкретных приборов и инструкциями по их эксплуатации.
Подготовка к работе ГРЩ включает в себя следующие операции:
1. Произвести проверку состояния ГРЩ, обеспечив соблюдение следующих усло-
вий:
- отсутствие в ГРЩ посторонних предметов; инструмента, крепежа и т.д.;
- чистота, отсутствие влаги на аппаратах, узлах, деталях ГРЩ и их надежное креп
ление; контактные соединения шин надежно затянуты, не наблюдается никакого ослабле
ния крепежа отдельных частей ГРЩ.
2. Произвести проверку сопротивления изоляции в следующем порядке:
.1. включить все коммутационные аппараты главной цепи и подключений к элект
роэнергетической системе (ЭЭС);
.2. отключить установленный на щите мегомметр;
.3. измерение сопротивления изоляции производить мегомметром М 110/М по
ГОСТ 23706-79. Если сопротивление изоляции ГРЩ совместно с ЭЭС окажется ниже установленной нормы (0,5 МОм), следует произвести измерение сопротивления изоляции ГРЩ отдельно от внешней схемы.
Если при этом сопротивление изоляции ГРЩ окажется ниже 1 МОм, то щит надо
сушить. Сушка производится нагретым до 80-85°С воздухом, который вводится в ГРЩ снизу.
Если сушкой не удается увеличить сопротивление изоляции ГРЩ, то необходимо проверить изоляцию каждого отдельного участка цепи, а затем и каждого аппарата. После обнаружения детали или участка с низкой изоляцией, необходимо устранить причину или заменить деталь новой.
3. Перед подачей напряжения на все автоматы, переключатели и выключатели
установить в нулевое или отключенное положение.
4. Включить источник питания.
Технический осмотр без разборки ( ТО №1 ) рекомендуется проводить не реже 1 раза в 6 мес. При этом удаляют загрязнения со щита и его аппаратуры, затягивают контак
ты, проверяют работу аппаратуры ручного управления.
Технический осмотр с частичной разборкой ( ТО №2 ) проводят не реже 1 раза в год, дополнительно зачищают контакты, заменяют изношенные детали, доводят до нормы сопротивление изоляции, регулируют аппараты. Затем ГЭРЩ проверяют в действии под нагрузкой.
При выполнении ТО №№1, 2 с ГЭРЩ полностью снимают напряжение, шины зако
рачивают перемычками и заземляют. Если это невозможно, то ГРЩ обесточивают по ча-
стям.
При эксплуатации автоматических выключателей необходимо:
. 1. проверить и затянуть при необходимости контактные и крепежные соединения;
.2. проверить исправность пружин и заменить изношенные пружины;
.3. проверить наличие смазки в редукторе электродвигательного привода, подшип-
никах и шарнирных соединениях, при необходимости смазать трущиеся части рекомендо-
ванной смазкой;
.4. удалить с поверхностей контактов копоть и наплавления;
.5. проверить одновременность замыкания и отсутствие перекоса контактов; вели-
чины контактного нажатия главных и дугогасительных контактов, зазоров и провалов контактов в соответствии с указаниями инструкций по эксплуатации;
.6. осмотреть и очистить дугогасительные камеры;
.7. убедиться в исправной работе и свободном движении подвижных частей АВ при
ручном включении и отключении;
.8. проверить срабатывание АВ при воздействии на механизм расцепления отклю
чающих разделителей;
.9. проверить работу механических указателей АВ (коммутационного положения, состояния пружинного механизма, срабатывания расцепителей и др.);
.10. проверить состояние контактов, исправность работы устройств безопасности и механических фиксаторов положений АВ втычного исполнения.
Наплавления, образующиеся на рабочих поверхностях контактов, следует зачищать
бархатным напильником, не нарушая формы контактов. Применение наждачного полотна (бумаги) и полировка контактов не допускаются.
Нагар и копоть, образующиеся на контактах с серебряными накладками, удаляются
ветошью, смоченной рекомендованным моющим средством.
Потемнение серебряных накладок не является признаком их неисправности. При
сильном обгорании или износе рабочих поверхностей накладки или контакты следует заменить.
При включении АВ первыми должны замыкаться дугогасительные контакты, затем предварительные (при наличии) и последними главные контакты. При отключении АВ размыкание контактов должно происходить в обратной последовательности.
В АВ, где дугогасительные контакты замыкаются только в процессе включения и отключения, расстояние до дугогасительных контактов (зазор) должно быть равно 1-1,2 мм.
Величина контактного нажатия измеряется динамометром; отсчет производится в момент выпадания бумажной полоски, помещенной между контактами.
При осмотре дугогасительных камер АВ следует удалить пыль и частицы металла
и убедиться, что пластины деионных решеток не деформированы, а внутренние поверх-
ности камер не обгорели. Если стенки камер имеют значительный по площади и глубине обгар, а металлические пластины большое оплавление, камеры следует заменить.
Проверку срабатывания АВ от воздействия отключающих расцепителей, а также
действия механических замедлителей срабатывания допускается выполнять путем ручно-
го воздействия на якоря расцепителей при включенных АВ.
Действие дистанционного и минимального расцепителей рекомендуется проверять
включением и выключением цепей их питания; одновременно проверяется невозможность включения АВ, если якоря минимальных расцепителей не притянуты.
Особое внимание при ТО АВ втычного исполнения следует обращать на обеспече-
ние необходимого нажатия контактов и отсутствие их перегрева; о недопустимом перегре-
ве может свидетельствовать потемнение контактов.
Для предотвращения возможного недопустимого перегрева контактов постоянно включенных АВ вследствие ухудшения состояния контактных поверхностей и увеличения переходного сопротивления, необходимо не реже одного раза в 3 мес. несколько раз включить и выключить АВ в обесточенном состоянии.
Если причиной ложных срабатываний АВ при пусках электродвигателей или при
длительном протекании токов, не превышающих номинальных токов расцепителей АВ, являются заниженные уставки срабатывания тепловых таковых расцепителей или длитель
ное повышение температуры воздуха, окружающего АВ, допускается увеличение уставок срабатывания расцепителей при наличии средств регулирования с градуированной шка-
лой или указателей «больше» - «меньше».
При отсутствии таких средств или указателей либо неэффективности регулирова-
ния уставок рекомендуется заменить АВ аналогичными резервными с ближайшими боль-
шими номинальными токами расцепителей.
При ТО АВ генераторов и ответственных потребителей рекомендуется проверить и при необходимости отрегулировать уставки и время срабатывания расцепителей перегруз
ки, минимального напряжения и средств защиты ГА от обратной мощности (тока), в том числе отдельные комбинированные защитные устройства защиты ГА.
Примечания:
1. Указанные проверки и регулировки должны выполняться не реже одного раза в 4
года, как правило, специализированной береговой организацией.
2. Проверки и регулировки средств защиты ГА от обратной мощности (тока) долж
ны выполняться не реже одного раза в год старшим электромехаником совместно с меха-
ником по заведованию.
Проверка расцепителей перегрузки может быть выполнена посредством:
.1. непосредственной нагрузки ГА судовыми потребителями или специальными нагрузочными устройствами;
.2. специальных приборов или стендов проверки защит;
.3. изменения тока во вторичных обмотках трансформаторов тока (питающих рас-
цепители или защитное устройство) от постороннего источника и других косвенных методов.
Проверка минимальных расцепителей напряжения может быть выполнена с помо-
щью автотрансформаторов.
Проверка и регулировка комбинированных устройств защиты генераторов должны
выполняться в соответствии с инструкциями по эксплуатации.
Проверка и регулировка полупроводниковых расцепителей АВ должны выполнять-
ся с помощью специальных технических средств.
При эксплуатации пакетных выключателей (переключателей) необходимо обеспе-
чить:
.1. отсутствие заеданий валиков и их четкую фиксацию в каждом положении;
.2. надежность контактных соединений.
При эксплуатации выключателей (переключателей) рубящего действия необходи-
мо обеспечить:
.1. плотность зажатия в клеммах шин и проводов для предотвращения перегрева
контактных соединений;
.2. надежность заземления нетоковедущих частей аппаратов, монтируемых на лице
вой стороне щита.
Ножи и губки выключателей (переключателей) рубящего действия при наличии на
них оплавлений и борозд следует зачистить бархатным напильником, после чего все контактные поверхности протереть сухой ветошью.
При обслуживании трубчатых предохранителей следует обеспечить надежность контактов между плавкими вставками (элементами) и их держателями. Признаками плохо
го контакта могут быть потемнение контактных поверхностей и обугливание корпусов.
Запрещается заменять плавкие вставки (элементы) под напряжением. Если трубча-
тые предохранители не могут быть отключены выключателями, их следует снимать и уста
навливать только при помощи специальных клещей или ручек.
1. По каким признакам классифицируются судовые РУ?
2. Каковы требования Правил Регистра к схемам ГЭРЩ?
3. Какие электроизмерительные приборы и КЗА размещены на секциях ГЭРЩ:
а ) распределительной; б ) генераторной; в ) контроля параметров?
4. Каковы требования Правил Регистра к конструкции ГЭРЩ?
5. Какие виды ТО и в какие сроки рекомендуется проводить для ГЭРЩ?
6. Каково назначение, устройство и принцип действия рубильников, выключате-
лей и переключателей?
7. Для чего предназначены переключатели сенрии УП?
8. Каковы эксплуатационные свойства пакетных выключателей и переключателей?
9. В чем отличие УП без разрыва тока от УП обычного исполнения? Где применя-
ются УП без разрыва тока?
10. Каково назначение АВ? По каким признакам они классифицируются?
11. В чем отличие селективных АВ от неселективных? Где применяются селектив-
ные АВ? Неселективные АВ?
12. Из каких основных элементов состоит АВ? Каково их назначение?
13. Для чего предназначен, как устроен и действует механизм свободного расцепле
ния АВ?
14. Перечислите виды расцепителей АВ
15. Как устроен и действует электромагнитный расцепитель АВ?
16. Как устроен и действует комбинированный расцепитель АВ?
17. Как устроен и действует минимальный расцепитель АВ?
18. Как устроен и действует независимый расцепитель АВ?
19. Нарисуйте и объясните защитные характеристики АВ с электромагнитным, теп-
ловым и комбинированным расцепителями
20. Объясните устройство и принцип действия АВ типа АМ. Как регулируется уставка по току короткого замыкания?
21. Объясните время-токовую характеристику защит АВ типа АМ
22. В чем отличие АВ генераторов от АВ приемников ЭЭ? Что такое селективная приствка генераторных АВ?
23. Какие виды защит обеспечивает АВ типа АК3290 М4?
24. Объясните устройство и принцип действия АВ типа А3300. Как регулируется уставка по току короткого замыкания?
25. Объясните устройство и принцип действия АВ типа АК50. Как регулируется уставка по току короткого замыкания? Как устроен и работает электрогидравлический замедлитель?
26. Объясните назначение, устройство и принцип действия предохранителей типов ПР-2, ПД, ПДС и ПК
27. Объясните назначение, устройство и принцип действия реле максимального, минимального и обратного тока
28. Как устроено и действует реле обратной мощности типа РОМ? Как регулирует-
ся уставка по обратной мощности?
29. Объясните работу схемы реле обратного тока типа РОТ-51/401
30. В чем состоит ТО РУ?
31. В чем состоит ТО АВ?
32. В чем состоит ТО выключателей и предохранителей?