Реле тока

Основные сведения

Реле защиты

Автоматические выключатели генераторов и приемников электроэнергии обеспечи

вают максимальную ( от токов к.з. ), тепловую ( от токов перегрузки ) и минимальную ( по

снижению напряжения ) защиты при помощи отдельных узлов, являющихся частью АВ.

На долю отдельно устанавливаемых в ГРЩ или ПУ реле остаются функции защиты генера­торов от перехода в двигательный режим, что возможно при парал­лельной работе, а также функции ступенчатой защиты от перегрузок способом отключения менее ответст

венных приемников ( защита Мейера ). Иногда устанавливают дополнительные защиты, например, отключающие защиты при понижении напряжения или обрыве одной фазы при питании судна с берега.

Реле защиты могут быть электромагнитной, индукционной и других систем, а так

же электронными.

В последнем случае реле защи­ты часто изготовляют в виде отдельных защитных блоков, выполняю­щих несколько защитных функций, или защитные электронные устрой-

ства входят в общий комплекс автоматизации СЭС, например устройство токовой защиты УТЗ, устройство включения резерва УВР, защиты от обрыва фазы и пониженного напряже

ния ЗОФН в системе управления СЭЭС "Ижора".

Рассмотрим некоторые из типов реле защиты.

Основные сведения

Реле тока представляют собой разновидность защитных реле. Они делятся на

3 вида:

1. реле максимального тока;

2. реле обратного тока;

3. реле минимального тока.

Реле минимального тока применяются в электроприводах постоянного тока для

отключения электродвигателя в случае обрыва поля ( обрыва цепи параллельной обмотки возбуждения ), при котором ток обмотки якоря увеличивается в десятки раз по сравнению

с номинальным. В данном пособии они не рассматриваются.

Электромагнитное реле максимального тока изображено на рис. 4.30.

 

Рис. 4.30. Устройство электромагнитного реле тока:

1 – катушка; 2 – сердечник катушки; 3 – якорь; 4 – регулировочный винт; 5 – регулировочная гайка; 6, 7, 10 и 11 – контакты; 8 – амортизирующие пружины контактов; 9 – изолирующие колодки; 12 – отключающая пружина

 

Катушка 1 из толстого провода надета на сердечник 2, закрепленный на Г- образ-

ной скобе. К верхней части скобы на призме прикреплен якорь 3 в виде изогнутой прямо-

угольной пластины. На правой части пластины расположены изолирующие колодки 9 с

амортизирующими пружинами 8 и подвижными контактами 7 и 10.

Исходное положение якоря фиксируется регулировочным винтом 4 и отключаю-

щей пружиной 12. Степень растяжения пружины 12 можно изменять при помощи регули-

ровочной гайки 5. Например, при вращении гайки по часовой стрелке пружина 12 растя-

гивается, т.е. усилие в ней, отрывающее якорь от сердечника, увеличивается.

В исходном положении подвижный контакт 10 соединяет между собой неподвиж-

ные контакты 11. В то же время подвижный контакт 7 и неподвижные 6 разомкнуты.

Если ток в катушке увеличивается, якорь 3, преодолевая противодействие пружины 12, притягивается к сердечнику 2. Правая часть якоря с контактами 7 и 10 приподымается,

при этом контакт 7 соединяет через себя контакты 6, а контакт 10, наоборот, размыкает цеь тока через контакты 11.

У реле на постоянном токе все участки магнитной цепи – якорь, сердечник и др., выполняется из литой электротехнической стали, на переменном токе – из отдельных ли-

стов стали толщиной 0,35…0,5 мм ( для уменьшения потерь на вихревые токи ). Кроме того, в верхнюю часть сердечника реле переменного тока впрессовывают короткозамкну

тый виток. Устройство остальных деталей не зависит от рода тока.

Промышленность выпускает несколько серий токовых реле. Эти серии отличаются

номинальным током катушки, количеством и сочетанием замыкающих и размыкающих контактов и пределами регулирования тока срабатывания. К основным сериям относятся такие : РМ, РЭМ20, РЭМ65 и РЭМ650.