Расположение основных элементов электрооборудования на судне
Классификация судового электрооборудования
Электроэнергию, производимую судовыми электростанциями, потребляют много-
численные приемники ЭЭ, в совокупности образующие судовое электрооборудование.
В зависимости от назначения, различают следующие виды судового электрообору
дования:
1. электроэнергетические системы;
2. электрические приводы;
3. гребные электрические установки;
4. системы контроля;
5. системы и устройства связи, управления и сигнализации;
6. электрическое освещение и электронагревательные приборы.
Электроэнергетические системы предназначены для производства и распреде-
ления электроэнергии. Эти системы состоят из источников электроэнергии – дизель- и турбогенераторов, электрораспределительных щитов, а также кабельных и проводных распределительных сетей.
Электрические приводы предназначены для приведения в движение разного рода механизмов.
Различают следующие виды судовых электроприводов:
1. рулевые;
2. якорно-швартовные ( брашпили и шпили, автоматические швартовные лебедки)
3. грузоподъёмные ( грузовые лебёдки и краны, лифты );
4. судовые нагнетатели ( насосы, вентиляторы, компрессоры );
5. механизмы специального назначения.
К последним относят электроприводы:
1. подруливающих устройств ( на многих типах современных судов );
2. систем кренования и дифферента ( на ледоколах и судах ледокольного типа );
3. успокоителей качки ( на пассажирских судах, судах-паромах );
4. систем откренивания судов ( на судах типа ро-ро );
5. буксирных лебедок ( на буксировочных судах и ледоколах ).
Гребные электрические установки предназначены для приведения в движение гребного винта ( винтов ).
Различают ГЭУ постоянного, переменного и двойного рода тока. На последних переменный ток сети преобразуется в постоянный ток, который далее полается на гребные электродвигатели постоянного тока. Иначе говоря, в таких ГЭУ используются два рода тока – переменный и постоянный, отсюда название – установки двойного рода тока.
ГЭУ применяют на судах, где требуется плавное и в широких пределах изменение
скорости движения судна, а также частое изменение направления движения судна посред-
ством реверса гребных электродвигателей ).
К таким судам относятся ледоколы, паромы, транспортные суда ледокольного типа, в том числе с атомными паропроизводящими установками.
Системы контроля предназначены для автоматического сравнения измеряемых параметров, характеризующих контролируемый объект, например, главный двигатель, со значениями этих параметров (уставками), принятыми за нормальные или допустимые. На судах системы контроля объединены с системами управления объектов в единое целое - системами централизованного контроля.
Современные микропроцессорные системы контролируют до нескольких тысяч па
раметров – давление, температуру, уровень, скорость и др.
Разновидностью систем контроля являются системы технической диагностики (СТД), которые на основании результатов измерений выдают обобщенные сведения о состоянии объекта, характере неисправностей и способах их устранения. В СТД широко используются вычислительные и логические устройства.
Системы и устройства связи, управления и сигнализации предназначены для обе-
спечения внутрисудовой связи, в основном, при помощи телефонов, дистанционного уп-
равления судовыми объектами, например, главными двигателями из рулевой рубки, и раз-
личных видов сигнализации - служебной, авральной и специальной
К последней относятся системы пожарной и трюмной сигнализации.
Электрическое освещение и электронагревательные приборы предназначены для создания необходимых комфортных условий работы и жизни экипажа.
К приборам электрического освещения относятся светильники с лампами накалива
ния и люминисцентными, осветительные и сигнальные прожекторы и др.
К электронагревательным приборам относят приборы сопротивления – электропли
ты, утюги, грелки, калориферы, водо- и маслонагреватели, хлебопекарные печи, котлы для приготовления пищи, а также индукционные ( микроволновые печи ) и радиационные ( лампы инфракрасного излучения ). Последние обеспечивает глубокий прогрев крупных устройств, поэтому их рационально использовать при сушке электрических машин.
Расположение основных элементов электрооборудования на судне небольшого водоизмещения изображено на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Схема размещения основных элементов электрооборудования на судне:
1 - главный электрораспределительный щит; 2 - главный двигатель; 3 – механизм изменения шага винта; 4 - кормовой шпиль; 5 - рулевая машина; 6 - распредели-
тельный щит; 7 - буксирная лебедка; 8 - аварийная электростанция; 9 - распределительный щит сигнально-отличительных огней; 10 - радиорубка; 11 - грузовая ле-
бедка; 12 - носовой шпиль; 13 - подруливающее устройство; 14 - гиропост; 15 -гиро
компас; 16 - генераторная выгородка
Главный электрораспределительный щит 1 ( ГЭРЩ ) расположен в машинном отделении в генераторной выгородке 16. На современных судах ГЭРЩ расположен в ЦПУ ( центральный пост управления ). ЦПУ представляет собой звукоизолированный отсек, в котором размещены пульт управления главным двигателем, блоки систем сигнализации и контроля и др.
Непосредственно от главного распределительного щита получают питание особо
ответственные приемники электроэнергии – распределительный щит 6 рулевой машины 5, носовой и кормовой шпили 12 и 4, буксирная лебедка 7, подруливающее устройство боль-
шой мощности 13 с механизмом изменением шага винта 3, гиропост 14, в котором уста
новлен гирокомпас 15, распределительный щит сигнально-отличительных огней 9. На шлюпочной палубе в отдельном помещении находится аварийная электростан-
ции 9, состоящая из аварийного дизель-генератора ограниченной мощности со стартер-
ным ( от батарей ) пуском и аварийного распределительного щита, от которого получают питание радиостанция, находящаяся в помещении радиорубки 10, средства навигации и связи и другие ответственные приемники.
В машинном отделении ( рис. В. 2 ) находятся механизмы, обеспечивающие движе-
ние судна, производство электроэнергии и работу основных судовых систем: пожарной, балластной, осушительной, топливной и др., а также бытовых систем – пресной и заборт-
ной воды и др.
Основная часть этих механизмов электрифицирована и потребляет до 80-90% элек-
троэнергии.
Рис. 1.2. Расположение механизмов в машинном отделении:
1. главный двигатель ( main propulsion engine );
2. валоповоротное устройство ( main engine shaft turning device );
3. насос забортной воды охлаждения главного двигателя ( main-engine sea-water cooling pump );
4. насос пресной воды охлаждения главного двигателя ( main-engine fresh-water cooling pump );
5. резервный насос охлаждения главного двигателя ( emergency main engine cooling pump );
6. насос циркуляционной смазки главного двигателя ( main-engine lubricating oil pump );
7. фильтр забортной воды главного двигателя ( main-engine sea-water filter );
8. фильтр масла для главного двигателя ( main-engine lubrication oil filter );
9. топливоподкачивающий насос ( fuel-oil supply pump);
10. испаритель паровой ( steam evaporator );
11 глушитель пускового воздуха главного двигателя ( main-engine starting air damper );
12. питательный насос ( feed water pump );
13. циркуляционный насос утилизационного котла ( hot well circulating pump);
14. вакуумная опреснительная установка ( vacuum evaporating installation );
15. насос перекачки котловой воды ( boiler water transfer pump );
17. подогреватель топлива ( fuel oil neater );
18. сепаратор масла ( lubricating oil separator );
19. подогреватель масла перед сепарацией ( preseparation oil heater );
20. насос перекачки топлива ( fuel oil transfer pump );
21. насос перекачки масла ( lubricating oil transfer pump );
22. насос забортной воды охлаждения вспомогательных механизмов ( auxiliary machinery sea-water cooling pump );
23. насос пресной воды охлаждения вспомогательных механизмов ( auxiliary machinery fresh water cooling pump );
24. резервный насос охлаждения вспомогательных механизмов ( auxiliary machinery emergency cooling pump );
25. ручной топливный насос ( manually operated fuel-oil pump );
26. дизель генератор ( diesel-generator );
27. баллон пускового воздуха ( starting air tank );
28. ящик для ветоши ( waste collector );
29. сепаратор дизельного топлива ( diesel oil separator );
30. стол-верстак иа одно рабочее место ( work table for one person );
32. вентилятор осевой ( axial ventilator );
33. насос пожарный fire ( water pump );
35. осушительно-балластный насос ( bildge pump);
36. насос доочистного фильтра ( prefilter pump );
37. фильтр забортной воды ( sea-water filter );
38. насос санитарной мытьевой воды ( sanitary washing water-pump );
39. пневмоцистерна забортной воды ( pneumatic sea-water intake tank );
40. пневмоцистерна пресной воды pneumatic ( freshwater tank );
41. санитарно-бытовой водонагреватель ( water-heater for domestic needs );
42. насос горячей мытьевой воды ( hot washing water pump );
43. отопительный агрегат ( heating system set );
44. трап подъемный ( ladder );
45. монорельс ( monorail );
46. валовая линия ( propeller shaft tunnel );
47. цистерна сбора шлама ( ash-collecting tank );
48. бачок продувания фильтра ( filter air tank );
49. бачок разбора масла ( service lubricating oil tank );
50. цистерна отстойная дизельного топлива ( diesel oil separating tank );
51. цистерна отстойная для тяжелого топлива ( heavy fuel oil separating tank );
53. бак мерный топливный ( fuel oil measuring tank );
55. цистерна грязного топлива и масла ( used-up fuel-oil and lubricating-oil tank );
56. сепаратор моторного топлива ( diesel oil separator );
57. кингстонный ящик ( sea-valve box );
58. главный трубопровод забортной воды ( main sea-water piping );
59. вентиляционный воздухопровод ( ventilating air-pipe-line );
60. насос охлаждения рефрижераторных машин ( refrigerating engines cooling pump).