Расположение основных элементов электрооборудования на судне

Классификация судового электрооборудования

Электроэнергию, производимую судовыми электростанциями, потребляют много-

численные приемники ЭЭ, в совокупности образующие судовое электрооборудование.

В зависимости от назначения, различают следующие виды судового электрообору

дования:

1. электроэнергетические системы;

2. электрические приводы;

3. гребные электрические установки;

4. системы контроля;

5. системы и устройства связи, управления и сигнализации;

6. электрическое освещение и электронагревательные приборы.

Электроэнергетические системы предназначены для производства и распреде-

ления электроэнергии. Эти системы состоят из источников электроэнергии – дизель- и турбогенераторов, электрораспределительных щитов, а также кабельных и проводных распределительных сетей.

Электрические приводы предназначены для приведения в движение разного рода механизмов.

Различают следующие виды судовых электроприводов:

1. рулевые;

2. якорно-швартовные ( брашпили и шпили, автоматические швартовные лебедки)

3. грузоподъёмные ( грузовые лебёдки и краны, лифты );

4. судовые нагнетатели ( насосы, вентиляторы, компрессоры );

5. механизмы специального назначения.

К последним относят электроприводы:

1. подруливающих устройств ( на многих типах современных судов );

2. систем кренования и дифферента ( на ледоколах и судах ледокольного типа );

3. успокоителей качки ( на пассажирских судах, судах-паромах );

4. систем откренивания судов ( на судах типа ро-ро );

5. буксирных лебедок ( на буксировочных судах и ледоколах ).

Гребные электрические установки предназначены для приведения в движение гребного винта ( винтов ).

Различают ГЭУ постоянного, переменного и двойного рода тока. На последних переменный ток сети преобразуется в постоянный ток, который далее полается на гребные электродвигатели постоянного тока. Иначе говоря, в таких ГЭУ используются два рода тока – переменный и постоянный, отсюда название – установки двойного рода тока.

ГЭУ применяют на судах, где требуется плавное и в широких пределах изменение

скорости движения судна, а также частое изменение направления движения судна посред-

ством реверса гребных электродвигателей ).

К таким судам относятся ледоколы, паромы, транспортные суда ледокольного типа, в том числе с атомными паропроизводящими установками.

Системы контроля предназначе­ны для автоматического сравнения измеряемых параметров, характеризующих конт­ролируемый объект, например, главный двигатель, со значениями этих параметров (уставками), принятыми за нормальные или допустимые. На судах системы контроля объединены с системами управления объектов в единое целое - системами центра­лизованного контроля.

Современные микропроцессорные системы контролируют до нескольких тысяч па

раметров – давление, температуру, уровень, скорость и др.

Разновидностью систем контроля являются системы технической диагностики (СТД), которые на основании резуль­татов измерений выдают обобщенные сведения о состоянии объек­та, характере неисправностей и способах их устранения. В СТД широко используются вычислительные и логические устройства.

Системы и устройства связи, управления и сигнализации предназначены для обе-

спечения внутрисудовой связи, в основном, при помощи телефонов, дистанционного уп-

равления судовыми объектами, например, главными двигателями из рулевой рубки, и раз-

личных видов сигнализации - служебной, авральной и специальной

К последней относятся системы пожарной и трюмной сигнализации.

Электрическое освещение и электронагревательные приборы предназначены для создания необходимых комфортных условий работы и жизни экипажа.

К приборам электрического освещения относятся светильники с лампами накалива

ния и люминисцентными, осветительные и сигнальные прожекторы и др.

К электронагревательным приборам относят приборы сопротивления – электропли

ты, утюги, грелки, калориферы, водо- и маслонагреватели, хлебопе­карные печи, котлы для приготовления пищи, а также индукционные ( микроволновые печи ) и радиационные ( лампы инфракрасного излучения ). Последние обеспечивает глубокий прогрев крупных устройств, поэтому их рационально использовать при сушке электри­ческих машин.

 

Расположение основных элементов электрооборудования на судне небольшого водоизмещения изображено на рис. 1.1.

 

 

Рис. 1.1. Схема размещения основных элементов электрооборудования на судне:

1 - главный электрораспределительный щит; 2 - главный двигатель; 3 – механизм изменения шага винта; 4 - кормовой шпиль; 5 - рулевая машина; 6 - распредели-

тель­ный щит; 7 - буксирная лебедка; 8 - аварийная электростанция; 9 - распредели­тельный щит сигнально-отличительных огней; 10 - радиорубка; 11 - грузовая ле-

бедка; 12 - носовой шпиль; 13 - подруливающее устройство; 14 - гиропост; 15 -гиро

компас; 16 - генераторная выгородка

 

Главный электрораспределительный щит 1 ( ГЭРЩ ) расположен в машинном отделении в генераторной выгородке 16. На современных судах ГЭРЩ расположен в ЦПУ ( центральный пост управления ). ЦПУ представляет собой звукоизолированный отсек, в котором размещены пульт управления главным двигателем, блоки систем сигнализации и контроля и др.

Непосредственно от главного распределительного щита получают питание особо

ответственные приемники электроэнергии – распределительный щит 6 рулевой машины 5, носовой и кормовой шпили 12 и 4, буксирная лебедка 7, подруливающее устройство боль-

шой мощности 13 с механизмом изменением шага винта 3, гиропост 14, в котором уста

новлен гирокомпас 15, распределительный щит сигнально-отличительных огней 9. На шлюпочной палубе в отдельном помещении находится аварийная электростан-

ции 9, состоящая из аварийного дизель-генератора ограниченной мощности со стартер-

ным ( от батарей ) пуском и аварийного распределительного щита, от которого получают питание радиостанция, находящаяся в помещении радиорубки 10, средства навигации и связи и другие ответственные приемники.

В машинном отделении ( рис. В. 2 ) находятся механизмы, обеспечивающие движе-

ние судна, производство электроэнергии и работу основных судовых систем: пожарной, балластной, осушительной, топливной и др., а также бытовых систем – пресной и заборт-

ной воды и др.

Основная часть этих механизмов электрифицирована и потребляет до 80-90% элек-

троэнергии.

 

Рис. 1.2. Расположение механизмов в машинном отделении:

 

1. главный двигатель ( main propulsion engine );

2. валоповоротное устройство ( main engine shaft turning device );

3. на­сос забортной воды охлаждения глав­ного двигателя ( main-engine sea-water cooling pump );

4. насос пресной воды охлаждения главного двигателя ( main-engine fresh-water cooling pump );

5. ре­зервный насос охлаждения главного двигателя ( emergency main engine cool­ing pump );

6. насос циркуляционной смазки главного двигателя ( main-engine lubricating oil pump );

7. фильтр за­бортной воды главного двигателя ( main-engine sea-water filter );

8. фильтр масла для главного двигателя ( main-engine lubrication oil filter );

9. топливоподкачивающий насос ( fuel-oil supply pump);

10. испаритель паровой ( steam evapo­rator );

11 глушитель пускового воздуха главного двигателя ( main-engine start­ing air damper );

12. питательный на­сос ( feed water pump );

13. циркуляци­онный насос утилизационного котла ( hot well circulating pump);

14. ваку­умная опреснительная установка ( vac­uum evaporating installation );

15. насос перекачки котловой воды ( boiler water transfer pump );

17. подогрева­тель топлива ( fuel oil neater );

18. сепара­тор масла ( lubricating oil separator );

19. подогреватель масла перед сепарацией ( preseparation oil heater );

20. насос перекачки топлива ( fuel oil transfer pump );

21. насос перекачки масла ( lubricating oil transfer pump );

22. насос забортной воды охлаждения вспомогательных механизмов ( auxiliary machinery sea-water cooling pump );

23. насос пресной воды охлаждения вспомогательных механизмов ( auxiliary machinery fresh water cooling pump );

24. резервный насос охлаждения вспомогатель­ных механизмов ( auxiliary machinery emergency cooling pump );

25. ручной топливный насос ( manually operated fuel-oil pump );

26. дизель генератор ( diesel-generator );

27. баллон пускового воздуха ( starting air tank );

28. ящик для ветоши ( waste collector );

29. сепаратор дизельного топлива ( diesel oil separator );

30. стол-верстак иа одно рабочее место ( work table for one person );

32. вентилятор осе­вой ( axial ventilator );

33. насос пожарный fire ( water pump );

35. осушительно-балластный насос ( bildge pump);

36. насос доочистного фильтра ( prefilter pump );

37. фильтр забортной воды ( sea-water filter );

38. насос санитарной мытьевой воды ( sanitary washing water-pump );

39. пневмоцистерна забортной воды ( pneumatic sea-water intake tank );

40. пневмоцистерна пресной воды pneumatic ( fresh­water tank );

41. санитарно-бытовой водонагреватель ( water-heater for domestic needs );

42. насос горячей мытьевой воды ( hot washing water pump );

43. отопительный агрегат ( heating system set );

44. трап подъемный ( ladder );

45. монорельс ( monorail );

46. валовая линия ( propeller shaft tunnel );

47. цистерна сбора шлама ( ash-collecting tank );

48. бачок продувания фильтра ( filter air tank );

49. бачок разбора масла ( service lubricating oil tank );

50. цистерна отстойная дизельного топлива ( diesel oil separating tank );

51. цистерна отстойная для тяжелого топлива ( heavy fuel oil separating tank );

53. бак мерный топливный ( fuel oil measuring tank );

55. цистерна грязного топлива и масла ( used-up fuel-oil and lubricating-oil tank );

56. сепаратор моторного топлива ( diesel oil separator );

57. кингстонный ящик ( sea-valve box );

58. главный трубопровод забортной воды ( main sea-water piping );

59. вентиляционный воздухо­провод ( ventilating air-pipe-line );

60. насос охлаждения рефрижераторных машин ( refrigerating engines cooling pump).