V. Актуализация знаний.

Московский Государственный Областной Университет

X. Работа с карточками.

У: Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы, подберите родственные слова, выделите корень в словах. Слова : с.довый, св.тлячок, л.сной, сн.говик)

(Дети выполняют задание. Проверка у доски)

XΙ. Итог урока. Выставление оценок.

У: Вы сегодня хорошо потрудились!

- Что на уроке было главным? Что мы изучали?

-Как проверить безударную гласную в корне слова?

-Что было интересным? Чему научились?(Ответы детей)

-Спасибо за урок!

Конспект открытого урока по чтению в 4 классе

Тема:«Л. А. Пантелеев «Честное слово» (1 часть)

(2 урок)

 

Подготовила:

Студентка 4 курса, 42гр.

ФСПиП

Владимирова Я.В.

 

Москва, 2013г.

Цель: познакомить учащихся с творчеством Л.Пантелеева; учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль; учить детей анализировать литературное произведение.

Задачи:

Образовательная:

- создать условия для расширения читательского кругозора обучающихся через знакомство с творчеством писателя Л.Пантелеева;

- учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) представлять себе черты их характера;

- совершенствование навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;

- при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст, формировать читательский навык.

Коррекционно-развивающая:

- коррекция и развитие речи, мышления, воображения, памяти.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: учебник «Чтение 4 класс», портрет писателя Л.Пантелеева, иллюстрация к первой части произведения, план пересказа первой части произведения.

Ход урока:

Ι. Организационный момент.

У: Добрый день, ребята. Меня зовут Яна Валерьевна. Сегодня я проведу у вас урок чтения.

-Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

II. Проверка домашнего задания.

У: Ребята, какое домашнее задание вам было задано?

Д: Выразительное чтение 1 части рассказа «Честное слово»

У: Хорошо. Прочитайте сначала про себя. А потом будете читать вслух.

(Дети читают про себя)

У: Начинаем читать выразительно вслух.

Дети читают выразительно по цепочке)

У: Молодцы. Вы хорошо подготовились к уроку. Давайте теперь ответим на такие вопросы:

- О ком говорится в тексте?

Д: О мальчике.

У: Верно. Что с ним произошло?

Д: Он играл со старшими мальчишками в войну. И один большой мальчик, он был маршал, назначил мальчика сержантом. Он должен был охранять пороховой склад. И он взял с мальчика честное слово, что он с поста никуда не убежит. А сами мальчишки убежали и больше не появились.

У: Молодцы!

ΙΙΙ. Сообщение цели урока.

У. Сегодня на уроке мы будем пересказывать первую часть рассказа Леонида Пантелеева “Честное слово”.

ΙΙΙ. Работа с текстом.

У: Ребята, откройте учебник на странице 90 .В тексте вам будут встречаться непонятные слова. Давайте разберем их значение:

СТОРОЖКА – помещение для сторожа;

БЕЗУТЕШНО – не находя утешения;

ЧАСОВОЙ – военнослужащий, стоящий на посту, на часах;

КАРАУЛ – воинское подразделение, несущее охрану кого - чего-либо.

У: Давайте почитаем по ролям первую часть рассказа.

-Чьи здесь слова будут?

Д: Мальчика и автора.

У: Верно. Начинаем читать.

(Дети по очереди читают по ролям)

Вопросы после чтения:

У: Какие чувства вы испытали, слушая рассказ?

-Где происходили действия?

-Что узнали о мальчике?

– Почему мальчик плакал?

– В какую ситуацию он попал?

(Ответы детей)

– Как к этому отнесся рассказчик?

Д: Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией.

У: Поставьте себя на место этого мальчика. Как бы вы поступили в подобной ситуации?

– Почему только военный мог снять мальчика с караула?

– Каким вы представили себе мальчика?

– Какой он? Докажите строчками из текста.

– Какую оценку поступку старших мальчиков вы бы дали?

– Могли ли вы поступить также?

(Ответы детей)

- Почему герой произведения не назван по имени?

Д: Потому что автор в потёмках даже не успел как следует разглядеть его лицо.

- Нос у него был в веснушках, штанишки коротенькие и держались на лямочках.

У: Каким был мальчик?

Д: Сильным. Храбрым.

У: Давайте найдем в тексте слова, описывающие мальчика и зачитаем их.

(Дети зачитывают)

ΙV. Физкультминутка.

Мы внимательно читали и немножечко устали

Приседаем на уроке.

Встанем прямо, руки в боки.

Дышим носом глубоко.

Поднимаемся легко.

Наклоняемся вперед, как деревья ветер рвет.

Прогибаемся назад, так качаемся мы в лад.

Головой теперь покрутим, так мы думать лучше будем.

Поворот и поворот, а потом наоборот.

Встанем все мы на носок, руки тянем в потолок.

На зарядке ставим точку, продолжаем наш урок.

У: Давайте попробуем пересказать первую часть произведения. На доске вы видите план нашего пересказа:

1. «В потемках я даже не успел как следует разглядеть его лицо. Я только помню, что нос у него был в веснушках и что штанишки у него были коротенькие…»

2. « Сад уже опустел, на улицах мелькали огоньки».

3. «Вдруг я остановился. Мне послышалось, что где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет».

4. «…маленький мальчик лет семи или восьми и, опустив голову, громко и безутешно плакал».

5. «И я хотел взять мальчика за руку. Но мальчик поспешно отдернул руку…»

6. «Стали играть, мне говорят: "Ты сержант".

7. "Тут у нас пороховой склад – в этой будке. А ты будешь часовой... Стой здесь, пока я тебя не сменю".

8. А он говорит: "Дай честное слово, что не уйдешь".

9. «Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось - хоть лопни».

10. «Я даже не могу тебя снять с караула. Это может сделать только военный, только начальник...»

-Сначала давайте определим жанр произведения. Что это рассказ, повесть, а может быть сказка?

Д: Это рассказ.

У: Почему?

Д: Это рассказ, потому что, события следуют последовательно друг за другом и они могли произойти в реальной жизни, из рассказа мы можем узнать переживания героя.

У: Молодцы! Сейчас мы будем по очереди пересказывать рассказ по плану.

(Дети друг за другом пересказывают по плану)

У: Ребята, давайте создадим теперь целостную картину первой части рассказа. По желанию попробуйте пересказать всю первую часть.

(Дети по желанию пересказывают целиком первую часть)

У: А теперь ответьте на такой вопрос - «настоящий человек» - это кто? Как вы это понимаете?

(Ответы детей)

- Я знаю, что у некоторых людей нет силы воли. Например, ученикам надо выполнять домашнее задание, учить, а им не хочется и они не могут себя заставить. У них нет силы воли.

- А у вас бывает такое?

- Как вы поступаете?

- Скажите, пожалуйста, почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить, а у кого-то совсем нет друга? От чего это зависит?

(Ответы детей)

- Итак, человека мы ценим по его делам и поступкам.

- Хотелось бы вам иметь такого друга, как этот мальчик? Почему?

Д: Да. Он умеет держать слово.

У: Да, эти качества неоценимы в дружбе. Честь, честность – главные достоинства.

-Давали ли вы когда-нибудь “честное слово”?

– А как его выполняли?

– Тяжело ли держать “честное слово”?

(Ответы детей)

VΙ. Итог урока. Выставление оценок.

У: Так, какова главная мысль этого произведения?

(Ответы детей)

- Давайте ответим на главный вопрос: Для чего писатель написал этот рассказ? Чем мы обогатились, прочитав рассказ?

(Ответы детей)

У: Написав это произведение, Пантелеев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:

В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и чтобы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.

VΙΙ. Домашнее задание.

У:Подготовьте пересказ первой части произведения. Стр. 90-92

-Мне очень понравился урок. Спасибо за урок!