V. Актуализация знаний.
Московский Государственный Областной Университет
X. Работа с карточками.
У: Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы, подберите родственные слова, выделите корень в словах. Слова : с.довый, св.тлячок, л.сной, сн.говик)
(Дети выполняют задание. Проверка у доски)
XΙ. Итог урока. Выставление оценок.
У: Вы сегодня хорошо потрудились!
- Что на уроке было главным? Что мы изучали?
-Как проверить безударную гласную в корне слова?
-Что было интересным? Чему научились?(Ответы детей)
-Спасибо за урок!
Конспект открытого урока по чтению в 4 классе
Тема:«Л. А. Пантелеев «Честное слово» (1 часть)
(2 урок)
Подготовила:
Студентка 4 курса, 42гр.
ФСПиП
Владимирова Я.В.
Москва, 2013г.
Цель: познакомить учащихся с творчеством Л.Пантелеева; учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль; учить детей анализировать литературное произведение.
Задачи:
Образовательная:
- создать условия для расширения читательского кругозора обучающихся через знакомство с творчеством писателя Л.Пантелеева;
- учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) представлять себе черты их характера;
- совершенствование навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;
- при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст, формировать читательский навык.
Коррекционно-развивающая:
- коррекция и развитие речи, мышления, воображения, памяти.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: учебник «Чтение 4 класс», портрет писателя Л.Пантелеева, иллюстрация к первой части произведения, план пересказа первой части произведения.
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
У: Добрый день, ребята. Меня зовут Яна Валерьевна. Сегодня я проведу у вас урок чтения.
-Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
II. Проверка домашнего задания.
У: Ребята, какое домашнее задание вам было задано?
Д: Выразительное чтение 1 части рассказа «Честное слово»
У: Хорошо. Прочитайте сначала про себя. А потом будете читать вслух.
(Дети читают про себя)
У: Начинаем читать выразительно вслух.
Дети читают выразительно по цепочке)
У: Молодцы. Вы хорошо подготовились к уроку. Давайте теперь ответим на такие вопросы:
- О ком говорится в тексте?
Д: О мальчике.
У: Верно. Что с ним произошло?
Д: Он играл со старшими мальчишками в войну. И один большой мальчик, он был маршал, назначил мальчика сержантом. Он должен был охранять пороховой склад. И он взял с мальчика честное слово, что он с поста никуда не убежит. А сами мальчишки убежали и больше не появились.
У: Молодцы!
ΙΙΙ. Сообщение цели урока.
У. Сегодня на уроке мы будем пересказывать первую часть рассказа Леонида Пантелеева “Честное слово”.
ΙΙΙ. Работа с текстом.
У: Ребята, откройте учебник на странице 90 .В тексте вам будут встречаться непонятные слова. Давайте разберем их значение:
СТОРОЖКА – помещение для сторожа;
БЕЗУТЕШНО – не находя утешения;
ЧАСОВОЙ – военнослужащий, стоящий на посту, на часах;
КАРАУЛ – воинское подразделение, несущее охрану кого - чего-либо.
У: Давайте почитаем по ролям первую часть рассказа.
-Чьи здесь слова будут?
Д: Мальчика и автора.
У: Верно. Начинаем читать.
(Дети по очереди читают по ролям)
Вопросы после чтения:
У: Какие чувства вы испытали, слушая рассказ?
-Где происходили действия?
-Что узнали о мальчике?
– Почему мальчик плакал?
– В какую ситуацию он попал?
(Ответы детей)
– Как к этому отнесся рассказчик?
Д: Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией.
У: Поставьте себя на место этого мальчика. Как бы вы поступили в подобной ситуации?
– Почему только военный мог снять мальчика с караула?
– Каким вы представили себе мальчика?
– Какой он? Докажите строчками из текста.
– Какую оценку поступку старших мальчиков вы бы дали?
– Могли ли вы поступить также?
(Ответы детей)
- Почему герой произведения не назван по имени?
Д: Потому что автор в потёмках даже не успел как следует разглядеть его лицо.
- Нос у него был в веснушках, штанишки коротенькие и держались на лямочках.
У: Каким был мальчик?
Д: Сильным. Храбрым.
У: Давайте найдем в тексте слова, описывающие мальчика и зачитаем их.
(Дети зачитывают)
ΙV. Физкультминутка.
Мы внимательно читали и немножечко устали
Приседаем на уроке.
Встанем прямо, руки в боки.
Дышим носом глубоко.
Поднимаемся легко.
Наклоняемся вперед, как деревья ветер рвет.
Прогибаемся назад, так качаемся мы в лад.
Головой теперь покрутим, так мы думать лучше будем.
Поворот и поворот, а потом наоборот.
Встанем все мы на носок, руки тянем в потолок.
На зарядке ставим точку, продолжаем наш урок.
У: Давайте попробуем пересказать первую часть произведения. На доске вы видите план нашего пересказа:
1. «В потемках я даже не успел как следует разглядеть его лицо. Я только помню, что нос у него был в веснушках и что штанишки у него были коротенькие…»
2. « Сад уже опустел, на улицах мелькали огоньки».
3. «Вдруг я остановился. Мне послышалось, что где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет».
4. «…маленький мальчик лет семи или восьми и, опустив голову, громко и безутешно плакал».
5. «И я хотел взять мальчика за руку. Но мальчик поспешно отдернул руку…»
6. «Стали играть, мне говорят: "Ты сержант".
7. "Тут у нас пороховой склад – в этой будке. А ты будешь часовой... Стой здесь, пока я тебя не сменю".
8. А он говорит: "Дай честное слово, что не уйдешь".
9. «Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось - хоть лопни».
10. «Я даже не могу тебя снять с караула. Это может сделать только военный, только начальник...»
-Сначала давайте определим жанр произведения. Что это рассказ, повесть, а может быть сказка?
Д: Это рассказ.
У: Почему?
Д: Это рассказ, потому что, события следуют последовательно друг за другом и они могли произойти в реальной жизни, из рассказа мы можем узнать переживания героя.
У: Молодцы! Сейчас мы будем по очереди пересказывать рассказ по плану.
(Дети друг за другом пересказывают по плану)
У: Ребята, давайте создадим теперь целостную картину первой части рассказа. По желанию попробуйте пересказать всю первую часть.
(Дети по желанию пересказывают целиком первую часть)
У: А теперь ответьте на такой вопрос - «настоящий человек» - это кто? Как вы это понимаете?
(Ответы детей)
- Я знаю, что у некоторых людей нет силы воли. Например, ученикам надо выполнять домашнее задание, учить, а им не хочется и они не могут себя заставить. У них нет силы воли.
- А у вас бывает такое?
- Как вы поступаете?
- Скажите, пожалуйста, почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить, а у кого-то совсем нет друга? От чего это зависит?
(Ответы детей)
- Итак, человека мы ценим по его делам и поступкам.
- Хотелось бы вам иметь такого друга, как этот мальчик? Почему?
Д: Да. Он умеет держать слово.
У: Да, эти качества неоценимы в дружбе. Честь, честность – главные достоинства.
-Давали ли вы когда-нибудь “честное слово”?
– А как его выполняли?
– Тяжело ли держать “честное слово”?
(Ответы детей)
VΙ. Итог урока. Выставление оценок.
У: Так, какова главная мысль этого произведения?
(Ответы детей)
- Давайте ответим на главный вопрос: Для чего писатель написал этот рассказ? Чем мы обогатились, прочитав рассказ?
(Ответы детей)
У: Написав это произведение, Пантелеев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:
В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и чтобы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.
VΙΙ. Домашнее задание.
У:Подготовьте пересказ первой части произведения. Стр. 90-92
-Мне очень понравился урок. Спасибо за урок!