Вера и знание в современной философии.

Проблема истины.

 

Э.В. Ильенков // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.

– С. 348-349.

 

1. Почему красота, с точки зрения автора, является критерием человечности отношения индивида и общества к предмету познания и деятельности?

 

Эстетически развитая способность воображения как раз и связана с таинственным чувством красоты. Уже Кант понял чувство красоты как своеобразное чувство согласия деталей — с целым, — и в конце концов, с высшей целью развития человечества. Формально он определил красоту как ощущение целесообразности без понятия о какой-либо определенной цели, то есть как ощущение целесообразности вообще, — высшей целесообразности. Развивая рациональное зерно этого понимания, Маркс уже более определенно сформулировал секрет чувства красоты, показав, что это чувство возникает на основе специально-человеческого отношения к внешнему миру и веществу природы. В «Философско-экономических рукописях» он заявил: «Животное формирует вещество внешней природы сообразно мере и потребности того биологического вида, к которому оно принадлежит. Человек формирует природу свободно, - то есть, не будучи связан заранее своей биологически-физиологической организацией, а в каждом случае умеет применить к каждому предмету соответствующую этому предмету меру, действуя в согласии с собственной формой и мерей любого другого предмета. Поэтому он и формирует природу так же и по закону красоты». Это место, безусловно, ключевое к проблеме красоты.

 

 

Э. Фромм // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.

– С. 299-300, 303.

 

1. Чем отличается рациональная вера от иррациональной?

 

Исторически и логически между религиозной верой и научным знанием располагается научная вера, которая со своей альтернативой, вопреки общепринятому мнению, имеет много общего. Скажем, как религиозная, так и научная вера недостаточно обоснованы, не имеют объективных оснований, не могут сосуществовать одновременно в одном и том же человеке со знанием об одной и той же вещи. Научная вера в современной методологии науки оказывается неотъемлемым компонентом личной позиции ученого при оперировании эмпирическими данными. Нельзя не заметить, что в этой тенденции свое место занимает переход ненаучного и вненаучного в научное, скажем, многих элементов астрологии в структуру современной науки после их обоснования естествознанием. Вот почему в цивилизации XXI в. оккультные науки и мистические практики имеют перспективу.

Чтобы приблизиться к пониманию проблемы веры, нужно провести различение между рациональной и иррациональной верой. Под иррациональной верой Фромм понимает веру (в человека или идею), основывающуюся на подчинении иррациональному авторитету. Вера это черта характера, пронизывающая всю личность, а не вера во что-то. Рациональная вера коренится в созидательной интеллектуальной и эмоциональной деятельности.

 

2. Каковы разновидности рациональной веры?

 

В сфере человеческих отношений вера является непременной чертой всякой серьезной дружбы или любви. «Иметь веру» в другого человека значит быть уверенным в надежности и неизменности его фундаментных установок, самой сути его личности, его любви.

В этом же смысле мы верим в самих себя. Если мы не имеем веры в постоянство нашего «я», наше чувство аутентичности оказывается под угрозой и мы становимся зависимы от других людей. Только человек, который имеет веру в себя, способен верить в других. Вера в себя это условие нашей способности обещать, и поскольку, как говорил Ницше, человека можно определить по его способности обещать, то вера является одним из условий человеческого существования. Другое значение веры в человека это вера в возможности других людей. Наличие такой веры кладет различие между воспитанием и манипуляцией. Воспитание тождественно помощи ребенку в реализации его возможностей. Манипуляция противоположна воспитанию, основана на отсутствии веры в развитие возможностей и на убеждении, что ребенок будет хорошим, только если взрослые вложат в него то, что желательно.

 

3. Почему вера в человечество является кульминацией рациональной веры? Каково содержание веры в человечество?

 

Вера в других достигает своей кульминации в вере в человечество. В западном мире эта вера была выражена в религиозных терминах в иудео-христианской религии, а в светском языке она находит свое выражение в гуманистических политических и социальных идеях последних полутораста лет.