Финансовые показатели деятельности предприятий и организаций

Статистика экономической конъюктуры

Экономическая конъюктуры- это внешние объективно складывающиеся условия, влияющие на результаты деятельности хозяйствующих субъектов.

Учреждения Федеральной службы государственной статистики осуществляют поквартальное обследование экономической конъюктуры рынка. Статистическая форма №1- конъюктура включает в себя следующие показатели:

ü Средняя численность работников за предыдущий квартал;

ü Средний однодневный оборот предприятия;

ü Объем складских запасов;

ü Изменение оборота розничной торговли;

ü Изменение оборота продаж и т.д.

Макроэкономические оценки рыночной конъюнктуры экономики опираются на макроэкономические показатели и индексы.


Часть VI
Основные понятия и показатели статистики финансов предприятий и организаций

Финансы коммерческих предприятий и организаций представляют собой денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности и распределения финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы предприятий и организаций формируются за счет:

§ собственные и приравненные к ним средства;

§ средства как результат операций с ценными бумагами;

§ средства, поступающие в порядке перераспределения.

Основными задачами статистики финансов предприятий и организаций являются изучение и анализ:

§ состояния и развития финансово-денежных отношений;

§ объема и структуры источников формирования денежных

§ средств и их структуры;

§ финансовых показателей деятельности предприятий и организаций;

§ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятий;

§ оборачиваемости оборотных средств.

Наиболее важные показатели финансовой деятельности предприятий, применяемые для изучения источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов:

Прибыль – результативный показатель, комплексно отражающая хозяйственную деятельность предприятия в форме денежных накоплений.

Рассчитывают несколько показателей прибыли.

Ø Конечный финансовый результат деятельности предприятия - это балансовая прибыль (убыток).

ПБ = ПР + ПП + ПВН,

Прибыль от реализации продукции (ПР) составляет, как правило, наибольшую часть всей балансовой прибыли предприятия.

Прибыль (убыток) от прочей реализации - это сальдо прибыли от реализации продукции подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств, не включаемой в объем реализации основной товарной продукции.

Доходы (расходы) от внереализационных операций (ПВН) объединяют различные поступления, расходы и потери, не связанные с реализацией продукции.

(Содержание этого показателя в учебном пособии «Социально-экономическая статистика» стр. 227-228)

Валовая прибыль как объект обложения налогом - сумма прибыли от реализации продукции, основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Ø Чистая прибыль — это часть балансовой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и сборов.

(Учебное пособие «Социально-экономическая статистика» стр. 228 – 230.)

Рентабельность - относительный показатель эффективности функционирования хозяйствующего субъекта, означающий прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Различают три показателя рентабельности:

· рентабельность реализованной продукции;

· общая рентабельность;

· рентабельность капитала.

Рентабельность реализованной продукции определяется по формуле:

Rреал = ПР / З

Общая рентабельность:

Rобщ = ПБ / Ф

Ф - среднегодовая стоимость основных фондов, нематериальных активов и материальных оборотных средств.

Рентабельность капитала:

Rкап = В / К

Где В – выручка от реализации продукции; К - капитал предприятия