VI. Фразеологизмы и крылатые выражения.

Дайте определение жаргонизмам __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дайте определение эмоционально окрашенным словам __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

V. Эмоционально окрашенные слова и жаргонизмы.

IV. Исконно русские и заимствованные слова (лексич. значение)

Терминологическая работа.

Найдите самое молодое слово.

Рассуждение на тему.

Слово живёт века, но меняется история, появляются новые предметы, явления – слова, обозначающие отжившее, уходят из активного употребления. Они называются устаревшими словами. Какова их судьба? Может быть это «лексический мусор»?

4. Историзмы* и архаизмы**. Распределите слова в две группы.

*Историзмы – предметы вышли из использования.

**Архаизмы – предметы сохранились, но называются по-другому.

Уста, лапти, сюртук, перст, колчан, треуголка, цилиндр, очи, тщание, ботфорты, камзол, шелом, кафтан.

 

К архаизмам подберите однокоренные слова. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1) босоножки, сандалии, кроссовки;

2) кафтан, шуба, куртка;

3) арифметика, счёты, компьютер;

4) радио, фотоаппарат, магнитофон.

 

Устаревшие слова - слова совр. рус. яз., вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в пассивном словаре и в большинстве своем понятные носителям яз.

Неологизмы –слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке.

 

 

1. Для того, чтобы записать название данного раздела (из необщеупотребительных слов), необходимо ответить на вопрос:как пополняется лексический (словарный) запас любого языка?

 

2. Подчеркните заимствованные слова как члены предложения*, укажите, где это возможно их род.

* Напоминаю правила подчеркивания членов предложения!!!

Подлежащее ( _ ) Сказуемое (=) Дополнение (- -) Обстоятельство ( - . -) Определение (~ )

 

Дождь прошел по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома, закрывали жалюзи. Вот раздался последний аккорд, и колорит земли стал постепенно меняться.

 

3. Работа в парах. Распределите заимствованные слова в соответствии с тем языком, из которого они «пришли» в русский язык.

греческого   Латинского   английского немецкого французского

 

ангел, школа, икона, лагерь, бульон, каникулы, мольберт, грамматика, ландшафт, конституция, эрудиция, география, бизнес, жилет, троллейбус, актёр, история, спорт, тетрадь, директор, диктант, экзамен, пьеса, баскетбол, кекс, курорт, пальто.

греческого ангел, икона, грамматика, география, история, тетрадь Латинского школа, каникулы, директор, диктант, экзамен, конституция, эрудиция Английского бизнес, троллейбус, баскетбол, спорт, кекс немецкого лагерь, курорт, мольберт, ландшафт французского жилет, пальто, бульон, актёр, пьеса

 

2. По каким критериям эмоционально окрашенные слова разбиты на группы?

1) грубость, брезгливость, ненависть, отвращение, ласковый, чудесный и др.;

2) нога: ноженька и ножища, крыло: крылышко и др.

3) междометия: браво! крышка! и др.

3. Познакомьтесь с уменьшительно-ласкательными формами собственного имени Людмила. Определите, как они образованы?

Людмила, Люда, Людака, Людаха, Людаша, Людашенька, Людашечка, Людашка, Людёнка, Людик, Людка, Людмилка, Людмилонька, Людмилочка, Людмилушка, Людок, Людонька, Людочек, Людочка, Людусенька, Людусечка, Людуська, Людуся, Людуха, Людуша, Людушенька, Людушечка, Людушка, Людушка.

Люка, Люконька, Люкочка, Люкша.

Люленька, Люлечка, Люлик, Люлька, Люля.

Люсек, Люсёнка, Люсёнок.

Люся, Люсенька, Люсечка, Люсик, Люеиша, Люскш-ка, Люська, Люсюха, Люсюша, Люсюшенька, Люсюшка, Люсюка, Люсявка.

(Н.А. Петровский. Словарь русских личных имен).

4. Напишите уменьшительно-ласкательные формы от имени Пётр.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

1) слова, которые лексически квалифицируют предмет, явление или с положительной, или с отрицательной стороны, например: грубость, брезгливость, ненависть, отвращение, ласковый, чудесный и др.;

2) слова, в которых эмоциональное отношение к предмету или явлению выражается грамматически, т. е. особыми суффиксами и приставками эмоциональной оценки, например: нога, крыло не имеют никакой окраски, а слова ноженька и ножища, крылышко и др. эмоционально окрашены

3) междометия: браво! крышка! и др.

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами могут в этой же форме выражать и совершенно другие эмоции (презрение, негодование, пренебрежение): произведеньице, работёночка, сладенькая, улыбочка и др.