Вопрос 14. Перечислите методы снятия поврежденной обмотки. Дайте пояснения по каждому их них. Сделайте их сравнительный анализ.
Наиболее трудоемкая операция при разборке — удаление старой обмотки. Это делают следующими методами: механическим, термомеханическим, термохимическим, химическим и электромагнитным.
Методы удаления:
1. Сущность механического метода заключается в том, что корпус электрической машины с пакетами стали статора и обмоткой устанавливают, на токарный или фрезерный станок и резцом или фрезой обрезают одну из лобовых частей обмотки. Затем при помощи электро- или гидропривода удаляют (вытягивают) из пазов оставшуюся часть обмотки (крюком за оставшуюся лобовую часть ее). Недостатки метода: при таком удалении обмотки в пазах есть остатки изоляции, и требуются дополнительные затраты на их удаление.
2. При термомеханическом методе удаления старой обмотки электрическую машину со срезанной лобовой частью обмотки помещают в обжиговую печь при температуре 300...350°С и выдерживают там несколько часов. После этого оставшаяся часть обмотки легко удаляется. Часто машину помещают в печь со всей обмоткой (ни одна из лобовых частей обмотки не срезана), но в этом случае после обжига обмотку из пазов удаляют только вручную.
Недостатки метода: Равномерное тепловое поле в обжиговой печи создать трудно. Нередко в печи происходит возгорание изоляции обмоток, приводящее к резкому увеличению температуры в печи, особенно в некоторых ее зонах. При повышении температуры выше допустимой могут покоробиться корпуса машин, особенно это относится к алюминиевым корпусам. Поэтому машины с алюминиевыми корпусами обжигать не рекомендуется.
3. При термохимическом методе удаления обмотки электрическую машину, подготовленную к обжигу (одна из лобовых частей обмотки срезана), опускают в емкость с раствором каустической соды или щелочи. Машина находится в растворе при температуре 80...100°С в течение 8... 10 ч, после чего ее обмотку можно легко удалить из пазов пакетов статора. При таком методе никакого коробления корпусов произойти не может. Этот способ особенно оправдывает себя при масляно-битумной изоляции обмоток.
4. При химическом методе электрическую машину с обмоткой помещают в емкость с моющей жидкостью. Эта жидкость летучая и токсичная, поэтому, работая с ней, необходимо соблюдать правила техники безопасности. Технология удаления обмоток такова: загрузка емкости ремонтируемыми машинами, герметизация емкости, заполнение ее жидкостью, процесс реакции, на который обычно расходуется ночное нерабочее время, удаление жидкости, продувка емкости, освобожденной от жидкости, чистым воздухом, разгерметизация и открытие емкости, выемка электрических машин и удаление обмотки из пазов статора.
5. Электромагнитный метод заключается в следующем. Изготовляют однофазный трансформатор со съемным якорем и одним съемным, точнее сказать, заменяемым стержнем. На незаменяемый стержень наматывают намагничивающую обмотку на напряжение сети. На второй съемный стержень надевают один или несколько статоров двигателей, изоляцию обмоток которых необходимо обжечь. Диаметр заменяемого стержня подбирают таким образом, чтобы получить наименьший (порядка 5 мм) зазор между расточкой статора и стержнем. Метод удобен тем, что при нем можно регулировать температуру нагрева статора путем изменения подводимого к намагничивающей обмотке напряжения или переключения числа ее витков. При этом методе можно обжигать машины как с чугунными, так и с алюминиевыми корпусами.
Вопрос 15. Запишите как классифицируются осмотры на воздушных линиях (ВЛ). Какие работы проводят при дневных осмотрах ВЛ. Какие работы проводят при ночных осмотрах ВЛ. Какие работы проводят при верховые осмотрах ВЛ. Для чего и кто проводит контрольные осмотры ВЛ. Когда и кем проводятся внеочередные осмотры ВЛ. На что необходимо обращать внимание при проведении периодических осмотров. Запишите сроки проведения осмотров ВЛ.
В процессе эксплуатации ВЛ подвергают осмотрам, которые делятся на:
- периодические
- внеочередные.
В свою очередь, периодические осмотры подразделяются на:
- дневные,
- ночные,
- верховые
- контрольные.
При дневных осмотрах проверяют состояние элементов ВЛ и ее трассы. Во время осмотров подтягивают бандажи, восстанавливают нумерацию опор. Элементы линии, недоступные для осмотра с земли невооруженным глазом, монтер-обходчик осматривает через бинокль.
Во время ночных осмотров ВЛ выявляют свечение или искрение в местах соединений, а также выявляют дефектные лампы уличного освещения.
При выполнении дневных и ночных осмотров линии обходчик не поднимается на опоры, а линия находится под напряжением. Однако при обнаружении неисправностей обходчик обязан сообщить об этом руководству. Неисправности аварийного характера следует устранять немедленно.
Верховые осмотры воздушных линий. Линию при этом отключают и заземляют. Во время верхового осмотра проверяют крепление изоляторов и арматуры, степень загрязнения изоляторов, состояние верхних частей опор, состояние соединений проводов, а также натяжение и крепление оттяжек и т. п.
С целью контроля работы персонала, обслуживающего ВЛ, проверки выполнения противоаварийных мероприятий, проведения общей оценки состояния ВЛ и их трасс инженерно-технический персонал периодически проводит выборочные контрольные осмотры линий.
Внеочередные осмотры воздушных линий электропередачи проводят при наступлении гололеда, сильных морозов (ниже —40°С), после ледоходов, разлива рек, при лесных и степных пожарах, а также после автоматического отключения линии.
При проведении периодических осмотров обращают внимание на следующее:
а) чистоту трассы, касание проводов ветвями деревьев;
б) наличие ожогов, трещин, боя изоляторов, обрывов проводов, целость вязок, регулировку проводов;
в) состояние опор и крен их вдоль и поперек линии, целость, бандажей и заземляющих устройств;
г) состояние соединителей, наличие набросов;
д) состояние вводных ответвлений и предохранителей;
е) не проводятся ли на трассе строительные работы без разрешения и не хранятся ли на ней какие-либо материалы.
Все повреждения, нарушения и дефекты, обнаруженные во время осмотров, записывают в листок осмотра.