Место и роль конкуренции в рыночной системе

МЕСТО И РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ.

ВОПРОС

Усиление ответственности за нарушение антимонопольного законодательства

 

Действенность антимонопольного регулирования во многом обусловлена мерами ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и эффективностью их применения. Так, административная ответственность в виде штрафов, рассчитываемых от выручки организаций, существенно увеличила силу воздействия решений антимонопольного органа на конкурентную среду.

 

В целях совершенствования системы ответственности за нарушения антимонопольного законодательства необходимо реализовать следующие меры.

Во-первых, внесение изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, уточняющих перечень составов уголовно наказуемых деяний, ограничивающих конкуренцию, и условия привлечения виновных лиц к такой ответственности. Критериями отнесения деяний к уголовно наказуемым должны стать их степень общественной опасности и размер нанесенного ущерба или полученного дохода в результате их совершения;

Во-вторых, внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменений, предусматривающих:

· включение в перечень лиц, в отношении которых может применяться административное наказание в виде дисквалификации, государственных и муниципальных служащих, а также должностных лиц субъектов естественных монополий;

· процессуальное закрепление порядка освобождения от административной ответственности в случае добровольного сообщения о совершенном правонарушении.

В-третьих, улучшение взаимодействия с правоохранительными органами путем определения в законодательстве правил взаимодействия антимонопольных органов и органов охраны правопорядка для выявления картельных соглашений.


Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства.

Конкуренция - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

Конкуренция в экономике выполняет ряд функций:

· выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара;

· сводит конкретный труд к общественно необходимому;

· содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.

 

Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.

Существуют разные типы конкурентного поведения рыночных субъектов:

· креативное (созидательное) – поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;

· приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;

· обеспечивающее (гарантирующее) – поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.

 

С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.

Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной и эффективной. Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам.

В промышленно развитых странах, где рыночные отношения имеют давнюю историю, конкуренция приобретает самые разные формы. Прежде всего выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.