Формы взаимодействия РФ и ее субъектов

Равноправие и самоопределение народов РФ

Данный принцип относится к числу принципов международного права и имеет особое значение для РФ. Равноправие народов находит проявление в том, что независимо от численности и других характеристик каждый из этих народов, имеет право на самоопределение, право собственности на землю и другие природные ресурсы, как основу их жизнедеятельности, право на сохранение родного языка, а также на создание условий по его изучению и развитию. При этом, равноправие субъектов не исключает особого внимания со стороны государства к определенным группам, народностям и национальностям. В настоящее время в РФ действует 2 основных закона: ФЗ от 30 апреля 1999 года «О гарантиях прав коренных малочисленных народов», ФЗ от 17 июня 1996 года «О национально-культурных автономиях».

Национально-культурная автономия – это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящихся в ситуации национального меньшинства, на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации, в целях их самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурная автономия является видом общественного объединения в форме общественной организации.

 

Влияние субъектов на федеральные дела:

1) Субъекты федерации имеют своих представителей в Совете Федерации (один от представительного другой от исполнительного органа субъекта РФ).

2) Субъекты могут отстаивать свои интересы в правительстве.

3) Субъекты могут просить президента использовать согласительные процедуры, чтобы урегулироваться споры между федерацией и субъектами федерации (ст. 85 К РФ).

4) Субъекты обладают правом законодательной инициативы, и могу вносить законопроекты в ГД.

5) Субъекты вправе инициировать пересмотр Конституции и инициировать внесение поправок в Конституцию. Субъекты дают согласие на внесение поправок.

6) Субъекты могут обращаться с запросами в КС РФ (ст. 125 ч. 2).

7) Субъекты могут иметь официальные представительства на федеральном уровне.

 

Влияние федерации на дела субъектов:

1. Взаимодействие обеспечивается в рамках федерального бюджета, через дотации субвенции, субсидии.

2. Принятие федеральных законов, в том числе и по предметам совместного ведения.

3. Установление федерации общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов (ст. 77 ч. 1). В рамках этой статьи ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта».

4. Единство судебной системы РФ (ст. 118 ч. 3). На основе этой нормы принят ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 года. В рамках единой судебной системы есть федеральные суды.

5. В единую систему исполнительной власти РФ включаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъекта (ст. 77 ч. 2).

6. Допускается создание территориальных органов, входящих в единую систему федеральных органов исполнительной власти (ст. 78 ч. 1). Примеры: Федеральная антимонопольная служба по ТО, федеральная налоговая служба по ТО, федеральная служба безопасности по ТО.

7. Президент и Правительство осуществляют полномочия федеральной государственной власти на всей территории РФ (ст. 78 ч. 4).

8. Президент назначает своих официальных представителей в федеральных округах, а в субъектах назначаются федеральные инструктора. В Сибирском ФО – Толоконский.

9. В рамках статьи 78 ч. 1 и на основе Указа Президента от 13 мая 2000 года «Об уполномоченном представителе президента в федеральном округе», в настоящее время функционирует 8 федеральных округов:

1) Центральный федеральный округ (ФО) – Москва (центр).

2) Южный ФО – Ростов-на-Дону

3) Северо-западный – СПБ.

4) Дальневосточный – Хабаровск.

5) Сибирский – Новосибирск.

6) Уральский – Екатеринбург.

7) Приволжский – Нижний Новгород.

8) С 19 января 2010 года Северокавказский – Пятигорск.

10. Существует мера воздействия или мера федерального принуждения в отношении органов государственной власти субъекта. Это допускается роспуск представительного органа субъекта и возможно отрешение высшего должностного лица от должности.