Конституционные принципы федеративного устройства России
Виды Федерации
Юридическая природа Российского федеративного государства.
Юридическими признаками позволяющими отнести Россию к федеративному государству являются:
1) Территория РФ состоит из территорий субъектов, которые представляют собой ограниченно правоспособное государственное образование, обладающее определенной учредительной властью. СТ. 67 + ст. 4 ч. 1.
2) Компетенция между РФ и ее субъектами разграничивается Конституцией (71, 72, 73 ст.ст.).
3) Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляется федеральными органами государственной власти (ст. 11 ч. 1).
4) ФС имеет двухпалатную структуру: ГД представляет интересы всего населения, СФ представляет интересы субъектов. СТ. 95. Двухпалатный парламент – БИКАМЕРАЛИЗМ. Однопалатны – МОНОКАМЕРАЛИЗМ.
5) Установлено единое гражданство. СТ. 6 + СТ. 71 п. в)
6) Внешняя политическая деятельность осуществляется федеральными органами государственной власти. Президент, как глава государства.
7) Субъекты обладают правом принятия собственной конституции и устава, а тк же имеют свои высшие законодательные и исполнительные органы. СТ. 5 ч. 2. + СТ. 11 ч. 2.
8) Конституция заложила основы или принципы российского федерализма. СТ. 5 ч. 3.
Вопросы:
1. Классификация прав и свобод человека и гражданина:
1) По сферам жизни деятельности:
Политические, экономические, духовные, социальные, личные.
2) По количеству субъектов: индивидуальные и коллективные
3) В зависимости от конституционно-правового статуса: естественные и позитивные.
4) По поколениям: 1ое, 2ое, 3е, 4ое.
2. Название глав конституций
Преамбула
Раздел Первый
Глава 1 – Основы конституционного строя
Глава 2 – Права и свободы человека и гражданина
Глава 3 – Федеративное устройство
Глава 4 – Президент РФ
Глава 5 – ФС РФ
Глава 6 – Правительство РФ
Глава 7 – Судебная власть
Глава 8 – Местное самоуправление
Глава 9 – Конституционные поправки и пересмотр конституции
Раздел Второй
Заключительные и переходные положения.
3. Признаки ТО как субъекта:
Территория
Органы государственной власти
Законодательство
Бюджет
1. По порядку образования:
1) Федерации, образованные путем объединения ранее официально независимых государств в одно союзное государство. В литературе данный способ образования федерации называют «образование федерации «снизу»». Образование СССР 1924 К, Образование США.
2) Федерации, образованные путем преобразования ранее унитарного государства в федеративное. РСФСР 1918 год, Бельгия 1993 год.
2. В зависимости от правовой основы:
1) Договорные. Их основой является договор об образовании, либо об объединении. США.
2) Конституционные федерации. Основа – Конституция. Германия, РОССИЯ.
3) Конституционно-договорная, либо договорно-конституционная.
3. В зависимости от национальных и территориальных начал:
1) Федерации, построенные по территориальному принципу. Германия, США.
2) Федеральные, построенные по национальному принципу. Индия, Бельгия.
3) По Национально-территориальному принципу. РФ.
4. По статусу субъектов:
1) Симметричные федерации – субъекты имею равное правовое положение (правовой статус): одинаковое наименование, одинаковые элементы статуса, равное правовое положение во взаимодействии с федеральными органами гос власти. США, Германия – в этих государствах есть скрытая симметрия.
2) Ассиметричная федерация – статус субъектов является схожим, но есть и различия: разные наименования, наличие не субъектов федерации (#: федеральный округ, федеральные резервации, федеральные владения, федеральные территории).
Итог:
Унитарное
Федерация
Конфедерация
право сецессии
субъект федерации
регионалистское государство
Лекция № 2 (11.09.13)
5. В зависимости от способа распределения и осуществления властных полномочий, различают федерации:
1) Централизованные. В данном случае роль субъектов является незначительной. Индия, Пакистан, Мексика.
2) Децентрализованные (относительно децентрализованные). Предполагается, что федерация передает субъектам решение экономических и социальных вопросов и предоставляется какая-то автономия. Германия, РФ.
РФ |
Федеральные округа – 8 |
Субъекты РФ – 83 |
Административно-территориальные еденицы |
ТО – 16 районов.
Ст.1(федеративное государство) – ст. 5 (ч. 1: виды субъектов – 6; ч.2: Конституции (уставы); ч. 3: принципы федеративного устройства) – ст. 4 + гл. 3.
Конституционные принципы обуславливают тип федерации, ее структуру, особенности федеративного устройства, а также характер разделения государственной власти между федерацией и ее субъектами.
Ч. 3 ст. 5 устанавливает, что федеративное устройство РФ основано на следующих принципах:
1) Государственной целостности.
2) Единство системы государственной власти.
3) Разграничении предметов ведений и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов.
4) Равноправии и самоопределении народов в РФ.
Государственная целостность
Данный принцип означает, что Россия представляет собой единое государство, в котором:
1. Обеспечивается целостность и неприкосновенность территории РФ (единые вооруженные силы).
2. Существует единое гражданство (субъекты не могут устанавливать собственное гражданство – ст. 6).
3. Гарантируется единое экономическое пространство и использование единой денежной единицы – ст. 8, ст. 74, ст. 75.
4. Устанавливается верховенство конституции и федеральных законов на всей территории РФ – ст. 15.
5. Действуют федеральные органы государственной власти – ст. 11 ч. 1.
6. Государственные образования (субъекты) входят в состав РФ, и территория каждого субъекта является неразрывной частью территории РФ – ст. 67.
7. Вопросы федеративного устройства отнесены к исключительной компетенции РФ – п. Б ст. 71.
8. У субъектов РФ отсутствует право выхода из состава РФ (нет права сецессии).
Единство системы государственной власти
Данный принцип является логическим следствием того, что единственным источником власти в РФ является многонациональный народ, и данный принцип гарантирует целостность России и ее государственный суверенитет, обеспечивает слаженное функционирование государственного механизма по осуществлению функций государства.
Единство системы государственной власти достигается:
1. Общностью ключевых принципов функционирования государственной власти (принцип демократизма, принцип разделения властей и другие).
2. Обеспечивается в определенной структурной идентичности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов.
3. Единство обеспечивается особым построением федерального собрания и, в частности, СФ формируется по 2 представителя от каждого субъекта (166). Крес и Чернышов от ТО.
4. Верховенство конституции и федеральных законов.
5. Осуществление судебного контроля – ст. 46, ст. 125.
6. Функционирование прокурорского надзора.
7. В пределах ведения РФ (ст. 71) и в пределах совместного ведения (ст. 72), органы исполнительной власти РФ и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ – ч. 2 ст. 77.
Федеральный уровень ст. 10, ст. 11 ч. 1 | Публичная власть. Республика, федерация, демократический строй. | ЗВ – ФС. Основные функции: Законодательная, представительная, контрольная. ИВ – Правительство. Функция: исполнительно-распорядительная. СВ – суды. Функция: правосудие. Президент – глава государства (ст. 80). |
Уровень субъектов. ТО. Ст. 10. Ст. 11 ч. 2 | ЗВ – Законодательная дума (42 депутата). Такие же функции. Законодательная дума не подчиняется ФС. ИВ – Губернатор, Администрация. Такие же функции. Ст. 77 ч. 2 – Единая система исполнительной власти. СВ – Мировые судьи. Такие же функции. Единая судебная система. | |
Уровень муниципального образования Ст. 12 | ||
ЗВ – Дума г. Томска (36 депутатов). Представительный орган и контрольный. Нет законодательной функции. ИВ – Мэр г. Томска, Местная администрация. |
Единая судебная системы:
1. Федеральные суды.
2. Суды субъектов: мировые судьи, Конституционные (уставные) суды.
Разграничении предметов ведений и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов
Для осуществления государственной власти государство должно обладать определенной компетенцией.
Компетенция – это определяемый конституцией или законом объем полномочий государственного органа или должностного лица, за рамки которого они не могут выходить в своей деятельности.
Компетенция государства может быть реализована:
1) Через органы государства.
2) Через референдум и другие институты непосредственной демократии.
(с) Юрий Тихомиров – «Теория компетенции».
Федеративное устройство предопределяет разграничение компетенции между федеральными органами и органами государственной власти субъектов.
Компетенция государственного органа определяется:
1. Через предметы ведения.
2. Через полномочия.
Предметы ведения государственного органа – это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено соответствующими нормативными актами к компетенции данного органа.
Полномочия государственного органа – это права и обязанности органа государственной власти, в отношении принятия правовых актов и осуществления иных государственно-властных действий в определенной сфере общественных отношений.
Конституция 1993 года устанавливает, что компетенция разграничивается:
1) На исключительную компетенцию федеральных органов государственной власти – ст. 71.
2) На совместную компетенцию РФ и ее субъектов – ст. 72.
3) На исключительную компетенцию субъектов – ст. 73.
Ст. 71 – к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти относятся все вопросы, связанные с функционированием государства на международной арене, вопросы требующие единого регулирования по всей стране, вопросы управления федеральной собственностью, установление федеральных налоговых сборов, федеральный бюджет, федеративное устройство.
В этом плане субъекты РФ не могут вторгаться в исключительную компетенцию РФ.
Ст. 72: Предметы совместного ведения. В рамках данной статьи предполагается, что федерация и субъекты действуют и реализуют свои полномочия с учетом воли и интересов друг друга, а также с использованием механизмов и процедур согласования своих действий. В том числе и взаимного делегирования своих полномочий.
Исходя из ст. 72 предметы совместного ведения можно условно разделить на несколько групп:
1. Вопросы государственного строительства и защита прав и свобод.
2. Вопросы регулирования экономики, социального и культурного развития.
3. Вопросы экологии и экологической безопасности.
4. Вопросы деятельности правоохранительных органов и правоохранительной системы.
5. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов и выполнение международных договоров РФ.
Ст. 73: определяет то, что вне пределов ведения РФ и полномочия РФ по предметам совместного ведения субъекты обладают всей полнотой государственной власти.
Конституция закрепляет так называемый децентрализованный подход к определению ведения субъектов и содержанием вопросов их ведения основывается на принципе «Все, что НЕ запрещено, то разрешено», т.е., все, что не относиться к предметам ведения РФ и предметам совместного ведения является компетенцией самих субъектов.
Исключительные полномочия:
1) Установление наименования.
2) Принятие конституции (устава).
3) Наименование органов государственной власти субъекта.
4) Право учреждать конституционные суды субъектов.
5) Право устанавливать административно-территориальное деление.
6) Право устанавливать государственную символику.
7) Право самостоятельно управлять собственностью субъектов.
Лекция № 3 (24.09.13)