ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РАСХОДОВ НА ТРАНСПОРТЕ

ВЫБОР МАРШРУТА ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗА С УЧЕТОМ ЛОГИСТИКИ

 

Основным методомлогистики при определении оптимального маршрута движения груза является анализ полной стоимости.Применение этого метода означает учет всех затрат в логистической системе и такую их перегруппировку, которая позволит уменьшить суммарные затраты. При этом предполагается, что в одной области можно повысить затраты, если это приведет к экономии в целом по системе. Выбор оптимального маршрута доставкипроизводится, как правило, экспедитором грузовладельца при получении заявки на организацию транспортировки нового для него груза или известного груза на новом направлении. На основании предварительной оценки возможных решений определяются 2–4 конкурентоспособных варианта. По каждому из них собираются исходные данные, а затем на основе выполненных расчетов рекомендуется оптимальный вариант.

Рассмотрим пример определения расходов на перевозку экспортных удобрений в количестве 20 000 т из Невинномысска (поставщик РФ) в китайский порт Далянь (покупатель) при условии, что основную перевозку оплачивает поставщик. В соответствии с этими условиями грузоотправитель должен организовать основную перевозку груза, перевалку в порту или на железнодорожной станции, транспортировку от порта до места назначения. Экспедитор предложил следующие схемы доставки: 1)Невинномысск – ж/д транспорт – порт Новороссийск – морской транспорт – порт Далянь. Расходы при перевозке по железной дороге от Невинномысска до Новороссийска составляют 5,06 долл./т, плюс 5,8 долл./т – ставка за погрузо-разгрузочные работы в порту, плюс 17,5 долл./т – фрахтовая ставка от порта Новороссийск до порта Далянь. Всего транспортировка составила 28,36 долл./т. Общая сумма – 567 200 долл.; 2)Невинномысск – ж/д транспорт – порт Одесса – морской транспорт – порт Далянь: 18,42 + 5,1 + 17,5 = = 41,02 долл/т. Общая сумма – 820 400 долл.; 3)Железнодорожный вариант от Невинномысска до города Далянь: общая сумма – 1 130 000 долл.

По цене перевозки оптимальным будет первый вариант, однако экспедитор помимо стоимости оценивает также другие факторы: время транспортировки; вероятность непредвиденных расходов, задержек в пути; вероятные повреждения груза. И затем вместе с грузовладельцем отбирается наилучший вариант. После выбора оптимальной схемы экспедитор выбирает непосредственных участников перевозки и заключает соответствующие договоры.

 

 

Логистические расходы на транспорте прежде всего складываются из стоимости транспортировки грузов на различных видах транспорта.

Стоимость транспортировки грузов определяется тарифом или фрахтовой ставкой. Тариф– цена за перевозку грузов, установленная перевозчиком на определенный период времени. фрахт– цена за транспортировку, установленная по согласованию между грузовладельцем и перевозчиком на каждую конкретную перевозку (применяется в основном на морском транспорте).

Принципы установления цен на различных видах транспорта. На железнодорожномтранспорте тарифы устанавливаются централизованно Министерством путей сообщений и публикуются в Прейскуранте № 10–01. Тарифы установлены в зависимости от скорости перевозки: грузовой, большой скоростью и с пассажирскими поездами. Тарифные ставки определяются расстоянием от станции отправления до станции назначения и видом отправки (повагонная, контейнерная, маршрутные отправки). При перевозках внешнеторговых и транзитных грузов может применяться международный транспортный тариф (МТТ). На морскомтранспорте при линейных перевозках применяются тарифы, которые дифференцируются в зависимости от рода груза и портов погрузки и выгрузки. При трамповых перевозках цена определяется на конкретный рейс в зависимости от конъюнктуры рынка в виде ставки фрахта. При перевозках между российскими портами (каботаж) используются тарифы, утвержденные Министерством транспорта и опубликованные в Прейскуранте № 11–01. Тарифы состоят из движенческой и стояночной составляющих и зависят от рода груза, расстояния перевозки и портов захода. Цены за услуги автомобильныхперевозчиков устанавливаются предприятиями самостоятельно в зависимости от тарифной ставки и тарифной схемы. Последняя представляет собой установленный для определенной ситуации порядок расчета провозной платы за перевозку груза. На практике используют три схемы: сдельную, повременную и условную расчетную единицу транспортной работы. Тарифные схемы и ставки перевозчик может дифференцировать по потребителям, видам груза, типам и маркам подвижного состава.