Математическая модель тактики коммерческой фирмы в условиях совершенной конкуренции
Пусть коммерческая фирма функционирует в условиях совершенной (чистой) конкуренции: однотипная продукция представлена на рынке множеством независимых друг от друга коммерческих фирм-продавцов, каждая фирма предлагает лишь малую часть от общего объема продукции и цена товара определяется не отдельными фирмами, а условием равновесия между спросом и предложением на рынке в целом
, где
.
Тогда общая выручка
прямо пропорциональна объему продаж х, и деятельность коммерческой фирмы будет прибыльной при условии
или
,
.
Вывод: деятельность коммерческой фирмы в условиях совершенной конкуренции будет прибыльной, если средние издержки
по реализации одной единицы товара будут ниже рыночной цены ро этого товара.
Рассмотрим три наиболее типичных стратегий коммерческой фирмы.
1 вид деятельности фирмы Фирма осуществляет продажи с целью получения дохода при объеме продаж х. Это возможно, если
.
Значения объема продаж х, обеспечивающее равенство
называются точками безубыточности.
В условиях совершенной конкуренции точки безубыточности являются корнями уравнения
.
Пример 1 Пусть , , , тогда решая уравнение , находим единственную точку безубыточности .
При фирма терпит убытки от продаж, при фирма получает доход от продаж. При увеличении объема продаж прибыль растет.
| W(x) Z(x) W(x)=p0x
П(x)
х
интервал интервал
убыточности прибыльности
|
Пример 2 Пусть
,
,
, тогда решая уравнение
, найдем две точки безубыточности
,
,
.
Фирма получает доход при и терпит убытки при . Существует оптимальный объем продаж xopt, обеспечивающий фирме максимальную прибыль .
В точке xopt предельные издержки равны предельной выручке , т.е. , (причем ).
| W(x) Z(x)
W(x)=p0x
maxП(x)
xopt х
интервал интервал интервал
убыточности прибыльности убыточности
| |
Замечание Если прямая выручки имеет единственную общую точку - точку касания x* с графиком функции издержек Z(x), то П(х) = 0 при . В этом случае и фирма не получает дохода от продаж.
| W(x) Z(x) Z(x)
W(x)
x*
| |
2 вид деятельности фирмыФирма осуществляет продажи с целью минимизации своих убытков.
Рассмотрим случай, когда при любых объемах продаж х издержки Z(x) превышают объем выручки W(x): , тогда фирма терпит убытки.
Функция называется функцией убытков, которые фирма пытается минимизировать.
| W(x) Z(x) Z(x)
W(x)
|
Найдем значение объема продаж , доставляющее минимальное знаение функции убытков из условий и .
Заметим, что при предельные издержки меньше предельной выручки,
| ![]()
х
|
т.к.
, следовательно
. Поэтому с ростом продаж в интервале
убытки фирмы снижаются, а в интервале
- возрастают.
3 вид деятельности фирмыФирма прекращает продаж на рынке.
Если предельные издержки
превышают предельную выручку
при любых значениях объемов
,
,
, тогда решая уравнение
, находим единственную точку безубыточности
.
При
фирма терпит убытки от продаж, при
фирма получает доход от продаж. При увеличении объема продаж прибыль растет.
х
интервал интервал
убыточности прибыльности
и терпит убытки при
. Существует оптимальный объем продаж xopt, обеспечивающий фирме максимальную прибыль
.
В точке xopt предельные издержки равны предельной выручке
, т.е.
,
(причем
).
W(x) Z(x)
W(x)=p0x
maxП(x)
xopt
х
интервал интервал интервал
убыточности прибыльности убыточности
имеет единственную общую точку - точку касания x* с графиком функции издержек Z(x), то П(х) = 0 при
. В этом случае
и фирма не получает дохода от продаж.
W(x) Z(x) Z(x)
W(x)
x*
, тогда фирма терпит убытки.
Функция
называется функцией убытков, которые фирма пытается минимизировать.
W(x) Z(x) Z(x)
W(x)
, доставляющее минимальное знаение функции убытков
из условий
и
.
Заметим, что при
предельные издержки меньше предельной выручки,

х