ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ ГРУЗА ОТ ПОСТАВЩИКА К ПОТРЕБИТЕЛЮ

КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

 

На уровне отдельного предприятияинформационные системы можно классифицировать следующим образом: плановые, текущие, оперативные.

Плановые информационные системы создаются на административном уровне управленияи служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди задач, решаемых плановой системой, могут быть: создание и оптимизация звеньев логистической цепи; управление условно-постоянными данными; общее управление запасами; управление резервами и другие задачи.

Текущие информационные системы создаются на уровне управления складом или цехоми служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь решаются следующие задачи: детальное управление запасами (определение мест складирования); распоряжение внутрискладским транспортом; отбор грузов по заказам и их комплектование и другие задачи.

Оперативные информационные системы создаются на уровне исполнителей.Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении груза в данный момент и своевременно выдавать административные и управляющие воздействия на объект управления.

При построении логистических информационных системна базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы. 1. Принцип использования аппаратных и программных модулей.Под аппаратным модулем подразумевается функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры. Программный модуль – некоторый программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволяет: обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления; повысить эффективность функционирования логистических информационных систем; снизить стоимость информационных систем и ускорить их построение. 2. Принцип возможности поэтапного создания системы.Логистические информационные системы являются постоянно развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, расширения состава реализуемых системой функций и количества решаемых задач. Следует иметь в виду, что определение этапов создания системы оказывает большое влияние на ее последующее развитие и эффективное функционирование. 3. Принцип четкого установления мест стыка.В местах стыка материальный и информационный потоки переходят через границы ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы предприятия. Обеспечение плавного преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики.

 

 

Рассмотрим этапы прохождения логистического информационного потока при перевозке груза от поставщика к потребителю на различных видах транспорта – железнодорожном, морском, речном и автомобильном.

При перевозках по железной дорогеиспользуются следующие документы: накладная, являющаяся договором перевозки на железнодорожном транспорте; дорожная ведомость (документ, сопровождающий груз на всем пути следования); корешок дорожной ведомости (остается на станции отправления и служит основным документом для учета и отчетности о выполнении плана перевозок); квитанция о приеме груза (важный юридический документ, свидетельствующий о приеме железной дорогой груза от отправителя); вагонный лист (составляется на каждый загруженный вагон). В накладной на лицевой стороне отправитель указывает станцию и дорогу назначения и трассу к пункту назначения, наименование отправителя и получателя, число мест груза, род упаковки, техническую норму загрузки вагона, массу груза. Эти же данные заносят в дорожную ведомость, корешок дорожной ведомости, квитанцию о приеме груза.

При перевозке грузов на морском транспортеразличают линейную и нелинейную (трамповую) форму судоходства. В первом случае суда работают между определенными портами по заранее объявленному расписанию и единым для всех фрахтовым ставкам. При данной форме судоходства договором перевозки является коносамент. Договором морской перевозки при нелинейных формах судоходства является чартер. А коносамент в данном случае также оформляется, но выполняет другие функции: он служит подтверждением как наличия чартера, так и принятия груза к перевозке, а также товарораспорядительным документом. Погрузка груза на морском транспорте оформляется поручением на отгрузку экспортного груза или грузовым поручением. Выгрузка груза в российским портах оформляется генеральным актом. Если имеются расхождения по количеству и качеству груза между данными коносамента и генерального акта, то заполняется акт-извещение, в котором фиксируются все несоответствия.

На речном транспортеперед открытием навигации отправители заключают навигационные договоры на перевозку и буксировку плотов. Одновременно с предъявлением груза к перевозке грузоотправитель обязан передать порту (пристани) отправления накладную, которая является основным документом, сопровождающим груз на всем пути следования.

Для перевозки на автотранспортеоформляется договор. Водителю при выпуске автомобиля на линию выдается путевой лист, который является первичным документом работы. Перевозки грузов должны производиться при обязательном оформлении товарно-транспортного документа – накладной. Товарно-транспортная накладная служит основанием для расчета заказчика с автотранспортной организацией.