ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

КОНСПЕКТ 13

Второй Вселенский Собор был созван в 381 году императором Феодосием I (день памяти 17 января) в Константинополе. Собор признаётся Вселенским всеми Церквами. На Соборе был утверждён догмат о исхождении Святого Духа от Отца, о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с прочими лицами Святой Троицы – Богом Отцом и Богом Сыном. Также был дополнен и утвержден Символ веры в редакции, получившей название Никео-Цареградской (Никео-Константинопольской).

Кроме того, был установлен статус епископа Константинопольского как епископа Нового Рима. Он стал вторым по чести православным архиереем вслед за Римским епископом. Таким образом, он обошел епископа Александрийского, до того считавшегося первым на Востоке и носившего титул «папа». В результате образовалась так называемая пентархия – пятёрка главных епископских кафедр (поместных Церквей) христианского мира: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим.

Собор открылся в мае 381 года в константинопольском храме святой Ирины и закончил работу в июле того же года. Император Феодосий I присутствовал на его открытии, но в соборных заседаниях ни его представители, ни он сам участия не принимали.

На Соборе присутствовало 150 православных епископов, среди них святители Кирилл Иерусалимский (день памяти 18 марта), Григорий Нисский (день памяти 10 января) и Тимофей Александрийский (день памяти 13 февраля). Председательствовали на Соборе: Мелетий Антиохийский (день памяти 12 февраля), который вскоре после начала работы Собора умер, и его заменил Григорий Богослов (день памяти 25 января), а после того, как и он покинул Собор – Нектарий, преемник Григория на Константинопольской кафедре.

Собор издал Послание, которое впоследствии было разделено на 7 правил.

1-е правило перечисляет ереси, которые Второй Вселенский Собор осудил и анафематствовал:

Евномиане – последователи епископа Кизикского Евномия (IV век), который учил, что Святой Дух не есть Бог, а сотворён по воле Отца через Сына.

Аномеи – они отрицали единосущие лиц Святой Троицы, утверждая, что второе и третье лицо ни в чём не подобны первому лицу.

Ариане, учили, что Сын Божий не рождён от Отца, а сотворён и только подобен Отцу. Первоначально ариане были осуждены еще Первым Вселенским Собором.

Македониане (полуариане и духоборцы, пневматомахи) – последователи Македония I, епископа Константинопольского с 355 по 359 год, учившего, что Дух Святой ниже Отца и Сына, что Он сотворён и подобен ангелам.

Савеллиане – учили, что нет ипостасной разницы между Отцом и Сыном и Святым Духом, что Они составляют одно Лицо. Основателем этой ереси был епископ Птолемаиды Пентапольской Савеллий, живший в первой половине III века.

Маркеллиане – последователи епископа Анкирского Маркелла (IV век), отрицавшего вечную ипостась Сына и учившего, что с наступлением конца мира будет и конец царства Христова и даже самого Его бытия.

Фотиниане – последователи Фотина, епископа Сремского, ученика Маркелла, особенно сосредоточивших своё учение на утверждении, что Иисус Христос был просто человеком, в котором с особой полнотой обитало Божество, но Он не вечен.

Аполлинариане – последователи Аполлинария, епископа Лаодикийского, жившего в Сирии в середине IV века. Исходя из учения о трёхсоставности человеческого существа, Аполлинарий приписывал Иисусу Христу человеческое тело и человеческую душу (подобную животным), вместо человеческого духа он признавал в Нем собственно Бога Сына. Он сливал во Христе божественное и человеческое естество, отрицал в Нём человеческую волю и, таким образом, в сущности, отрицал самоё Богочеловечество.

Во 2-м правиле говорилось о автокефальном управлении поместными Церквами. Этим правилом Собор ввёл запрещение епископам одних поместных церквей вмешиваться в дела других церквей.

3-м правилом утверждался статус епископа Константинопольского. В 4-м правиле осуждался Максим Киник, посягавший на Константинопольскую кафедру во время Собора. 6-е правилобыло посвящено жалобам частного и церковного характера. И, наконец, 7-м правилом Собор установил форму церковного суда и принятия еретиков в церковное общение после раскаяния, одних через крещение, других через миропомазание, в зависимости от тяжести заблуждения.