Штабная организационная структура
Штабная структура менеджмента возникает в том случае, если руководитель приглашает в организацию группу экспертов, создавая, таким образом, штаб (или аппарат) специалистов.
Руководитель организации |
Линейный руководитель 1 |
Штаб руководителя организации |
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
Эксперт 3 |
Линейный руководитель 2 |
Линейный руководитель 3 |
- линейные связи |
- штабные связи |
Рис. Линейно-штабная структура управления
Штаб – это специальное подразделение при линейных руководителях, не обладающее правом принятия решений, а лишь помогающие линейному менеджеру в выполнении отдельных функций. Сами работники штаба могут быть наделены как консалтинговыми полномочиями (Эксперт 3), так и функциональными (эксперты 1 и 2) .
В последнем случае линейные руководители более низкого уровня кроме прямых указаний, получаемых от вышестоящего линейного руководителя, обязаны выполнять рекомендации штабных специалистов.
Линейный руководитель – лицо, которое руководит линейным подразделением.
Линейное подразделение – это подразделение, в котором решаются задачи по непосредственному производству продукции. Например: цеха, участки внутри цеха, бригады на участке.
К штабным подразделениям относятся:
отделы координации и анализа,
группа сетевого планирования,
сектор социологических исследований,
юридическая служба.
При больших масштабах организации штабы могут формироваться не только на верхнем уровне организации, но и на более низких уровнях.
Преимущества:
Работа штабных подразделений позволяет обеспечить более высокое качество решений, выдаваемых линейными руководителями.
Штабные структуры позволяют несколько снизить уровень требований, предъявляемых к линейным руководителям.
Недостатки:
Увеличение времени принятия решений;
Рекомендации экспертов могут противоречить друг другу, что затрудняет работу подчиненных.