Джордж Элтон Мэйо (1880-1949)
Он полагал, что прежние управленческие методы всецело направлены на достижение материальной эффективности, а не на установление сотрудничества, в то время как простое проявление внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда
Изучал влияние различных факторов на повышение производительности труда на промышленном предприятии в т.ч.:
· условий и организации труда,
· заработной платы,
· межличностных отношений,
· стиля руководства и др.
Значительный вклад в развитие науки управления внесли знаменитые Хоторнские эксперименты Мэйо, проводимые на заводе Hawthorne Works принадлежавшем компании 'Вестерн Электрик' (Western Electric) близ Чикаго. Исследование длилось 8 лет, с 1924 по 1932 год.
Задача исследования состояла в изучении факторов, влияющих на производительность труда рабочих.
Были проведены многочисленные эксперименты, из которых наиболее известна серия, названная «исследование сборки реле в тестовой комнате».
Для эксперимента среди рабочих завода были выбраны 6 человек. Пять из них проводили сборку, а шестой подавал детали.
В процессе экспериментов:
вносились изменения в расписание перерывов,
общее время работы,
в размер премии, выплачиваемой за определённый объём сделанной работы.
Производительность труда в группе быстро достигла высокого уровня и оставалась неизменной, даже если условия труда ухудшались.
Тогда было выдвинуто предположение о том, что рабочие сохраняют высокую производительность труда, так как думают, что они составляют особую группу, находящуюся в центре всеобщего внимания, ведь они участвуют в эксперименте.
Так возникло понятие хоторнского эффекта, состоящего в изменении поведения людей, если они знают, что их изучают.
По результатам эксперимента, учёные сделали следующие выводы:
рабочие не замечают разницы в условиях труда, они больше всего волнуются о том, чтобы их считали особенными;
результаты экспериментов показали, что руководителям компаний нужно уделять больше внимания гуманному обращению с работниками, чтобы создать сплочённые коллективы работников и руководителей.
Представителями этой школы являются ученые - экономисты, психологи, социологи:
Мэри Паркер Фоллет,
Дуглас Макгрегор и др.