Джордж Элтон Мэйо (1880-1949)

Он полагал, что прежние управленческие методы всецело направлены на достижение материальной эффективности, а не на установление сотрудничества, в то время как простое проявление внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда

 

Изучал влияние различных факторов на повышение производительности труда на промышленном предприятии в т.ч.:

· условий и организации труда,

· заработной платы,

· межличностных отношений,

· стиля руководства и др.

 

Значительный вклад в развитие науки управления внесли знаменитые Хоторнские эксперименты Мэйо, проводимые на заводе Hawthorne Works принадлежавшем компании 'Вестерн Электрик' (Western Electric) близ Чикаго. Исследование длилось 8 лет, с 1924 по 1932 год.

 

Задача исследования состояла в изучении факторов, влияющих на производительность труда рабочих.

 

Были проведены многочисленные эксперименты, из которых наиболее известна серия, названная «исследование сборки реле в тестовой комнате».

 

 

Для эксперимента среди рабочих завода были выбраны 6 человек. Пять из них проводили сборку, а шестой подавал детали.

В процессе экспериментов:

вносились изменения в расписание перерывов,

общее время работы,

в размер премии, выплачиваемой за определённый объём сделанной работы.

 

Производительность труда в группе быстро достигла высокого уровня и оставалась неизменной, даже если условия труда ухудшались.

 

Тогда было выдвинуто предположение о том, что рабочие сохраняют высокую производительность труда, так как думают, что они составляют особую группу, находящуюся в центре всеобщего внимания, ведь они участвуют в эксперименте.

 

Так возникло понятие хоторнского эффекта, состоящего в изменении поведения людей, если они знают, что их изучают.

 

 

По результатам эксперимента, учёные сделали следующие выводы:

рабочие не замечают разницы в условиях труда, они больше всего волнуются о том, чтобы их считали особенными;

результаты экспериментов показали, что руководителям компаний нужно уделять больше внимания гуманному обращению с работниками, чтобы создать сплочённые коллективы работников и руководителей.

 

Представителями этой школы являются ученые - экономисты, психологи, социологи:

Мэри Паркер Фоллет,

Дуглас Макгрегор и др.