Три направления в понимании планирования эксперимента и основных форм экспериментального контроля
Конструктная валидность и концептуальные репликации
Цели содержательного и формального планирования: обеспечение валидности эксперимента
Операциональная и конструктная валидность для оценки содержательного планирования эксперимента
Теоретическая концепция → психологическая гипотеза → повторные проверки → видоизменение психологической гипотезы, если изменяются средства операционализации входящих в нее переменных
Концептуальные репликации: в случае, когда предполагается выявление одной и той же теоретически предполагаемой зависимости, но психологические конструкты конкретизируются разными методическими средствами
В экспериментах с терминологически сходными формулировками гипотез представлены достаточно отличающиеся друг от друга типы переменных – обычное дело в психологии
Глава 6. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПЛАНИРОВАНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА
6.1. Формы экспериментального контроля
Три традиции понимания планирования психологического эксперимента:
1. Выбор схемы/ плана получения данных для проверки каузальной гипотезы
2. Определения тепа переменных с точки зрения заданных гипотетических конструктов и решения вопросов об операционализации переменных, → выбор методических средств, отражающих взаимосвязь аспектов содержательного и формального планирования
3. Планирование с целью последующего использования статистических решений об экспериментальных эффектах, а значит, указание того минимального эффекта (в различиях ЗП), который будет принят в качестве критериального для принятия и отвержения экспериментальных гипотез
1+3: формальное планирование, основа вывода об экспериментально установленном факте, оценка внутренней и операциональной валидности (как необходимо включенных в логику установления результата действия НП и контроля ПП)
2: содержательное планирование эксперимента, решение вопросов о переходе от формулирования ТГ к ЭГ, решение проблем соответствия и определения типа эксперимента, оценивание конструктной и внешней валидности наряду с операциональной, обоснование логики вывода как обобщения за пределами экспериментальной ситуации
Экспериментальный контроль обеспечивает достоверность вывода об эмпирически выявляемой зависимости с точки зрения отвержения других правдоподобных объяснений
Достоверность вывода достигается (с точки зрения контроля переменных):
1) Возможностями формального планирования (как построения экспериментальных схем, а также определения необходимого числа проб)
2) Задания разных типов переменных и, соответственно, разных типов экспериментов, что лишь косвенно связано с предпочтением схем
3) Снятием угроз валидному выводу со стороны других факторов, необходимо присутствующих при реализации эксперимента и подлежащих так называемому первичному контролю
Первичный контроль – контроль всех ПП, в первую очередь связанных с выделением НП и взаимодействием экспериментатора с испытуемым, осуществляемый до выбора планов эксперимента или безотносительно к ним
План эксперимента (схема, дизайн) – задает схему контроля предъявления уровней НП – порядок экспериментальных условий – одному и тому же испытуемому или группам испытуемым и одновременно – схему фиксации первичных показателей ЗП
План: указание числа опытов в каждом э/условии, число присутствующих в этом условии испытуемых
Количество опытных данных, т.е. число выборочных значений показателей ЗП, зависит от выбора величины минимального эффекта, который будет свидетельствовать о возможности отвержения нуль-нипотез
Чем больше выборка, тем ниже величина эффекта, достаточного для принятия решения о действии НП – возможный вариант. Но величина n связана и с аспектами содержательного планирования (утомляемость, репрезентативность выборки и пр.) => важно внимательно и всесторонне подходить к определению необходимого числа проб или испытуемых
Не менее двух уровней НП: экспериментальное и контрольное условие
Схемы экспериментов задают схемы сравнений выборочных значений ЗП
Классификация э/схем:
1. По количеству уровней НП:
a. Бивалентный
b. Многоуровневый
2. По виду схемы:
a. Интраиндивидуальные
b. Межгрупповые
Экспериментальный фактор = НП = Х-воздействие
Общепринятые обозначения:
· Х – НП без указания уровней; Х’ и Х’’ – два уровня НП; Х1, Х2,…,Хn – n уровней экспериментального фактора
· R – рандомизация (случайный порядок предъявления проб (как уровней НП) в последовательности либо случайная стратегия образования групп (случайна выборка из популяции или случайное распределение имеющейся выборки на группы испытуемых))
· О – измерение (наблюдение) психологического показателя, или ЗП; если есть предварительное тестирование: О’XO’’ или О1, О2 и т.д., например
· АВС – порядок предъявления уровней НП (порядок следования уровней А, В, С – второй, производный фактор)
План «временные серии»: фактор времени присутствует в схема как подразумеваемая переменная
Возможна неидентичность плана проведения эксперимента и плана обработки данных
Выбор адекватно схемы представления данных – решение проблемы спецификации психологических гипотез с точки зрения анализа допустимых форм статистических решений об э/эффектах
Контроль угрозы валидному выводу: формулирование системы гипотез, оценка валидности эксперимента, реализация выводов
Нет панацеи от неверных умозаключений
Неверные умозаключения → артефактные выводы