Мотив и мотивация как гипотетические конструкты
Экскурс 7.4.
Авторы: П.И. Зинченко, А.А. Смирнов
Исследования непроизвольного запоминания
Вывод: на качество запоминания влияют цели действий
Авторы: Р. Аткинсон, Р. Шифрин
Идея трехкомпонентной модели
Авторы: ?
Уровневый подход
Авторы: Ф. Крейк, Р. Локхард
Запоминание как побочный продукт немнестической познавательной деятельности
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность(стр. 37 – 55)
В действительности никаких мотивов не существует => они суть условные, облегчающие понимание, вспомогательные конструкты нашего мышления, или, на языке эмпиризма – гипотетические конструкты
Гипотетический конструкт – условная, промежуточная (Толмен) переменная, которая может вставляться в схему объяснения действия между исходными наблюдаемыми обстоятельствами ситуации и последующими наблюдаемыми явлениями в самом поведении
ГК нельзя выдумать и произвольно поместить в мир. Сначала надо установить исходные («антецедентные») условия для явления, затем – эффекты, им производимые (пример с влиянием голода на решение задач животными - потребность как ГК)
Познавательная ценность ГК определяется его местом (между исходными условиями ситуации, индивидуальными особенностями субъекта и наступающим действием)
Мотив – гипотетический конструкт для объяснения индивидуальных различий в деятельности, осуществляемой в идентичных условиях
Основные проблемы психологии мотивации
Гипотетический конструкт | Проблема |
Мотив Мотив Мотив Мотив Мотивация Мотивация Мотивация Мотивация | 1. Классификация мотивов 2. Генезис мотивов 3. Измерение мотивов 4. Актуализация мотивов 5. Смена и возобновление мотивации 6. Мотивированная целенаправленность мотивационный конфликт 7. Опосредующие процессы саморегуляции 8. Действенность мотивации |
8 основных проблем + идея о гипотетических конструктах => пять планов экспериментального изучения мотивации
НП – заранее намеченные, контролируемые и изолируемые в экспериментальной схеме условия
ЗП – особенности или изменения поведения испытуемого
НП и ЗП присутствуют в эксперимента на уровне описаний, а не гипотетических объяснений
НП – ГК (уровень объяснения, не доступный непосредственному наблюдению) – ЗП
ГК в психологии нагружены дополнительными значениями
ГК – переменная величина:
· Диспозиционные переменные (относительно постоянная во времени, но варьирует у разных индивидов)(мотив)
· Функциональные переменные: кратковременный процесс или состояние (значимы различия у одного индивида)(мотивация)
ГК должны быть связаны с данными
Типы связей в эксперименте:
· НП → ГК: вводит функциональную переменную «мотивация»
· ГК → ЗП: вводит диспозиционную переменную «мотив»
I. Экспериментальный план первого типа
Оба гипотетических конструкта не разделяются
НП → (ГК1 → ГК2) → ЗП
Связь между двумя ГК – линейная возрастающая
Варьирование условий актуализации специфического мотива
Ia: изменение интенсивности ситуации
Ib: изменение содержательного спектра (экстенсивности) ситуации
Для анализа проблем 1 и 4
II. Экспериментальный план второго типа
Разделение двух ГК
Решение проблемы 3
IIa: констатация различий в интенсивности индивидуальной выраженности мотива
IIb: констатация различий в экстенсивности индивидуального проявления мотива
III. Экспериментальный план третьего плана
Проблема 2
Условия актуализации мотива не контролируются
I. Экспериментальные планы четвертого и пятого типов
II. Анализ мотивации
III. Решение проблем 5 – 8
IV. Мотив – НП
V. ЗП – поведенческие аспекты→ корреляционные исследования
Ситуация неизменна – пятый тип – многофакторная схема. Можно оценить по отдельности вклад ситуации (НП1) и мотива (НП2) в итоговую мотивацию (ГК2), проявляющуюся в критериальных формах поведения (ЗП)
Ситуация варьируется вместе с другими НП (выраженность мотива)