Мотив и мотивация как гипотетические конструкты

Экскурс 7.4.

Авторы: П.И. Зинченко, А.А. Смирнов

Исследования непроизвольного запоминания

Вывод: на качество запоминания влияют цели действий

Авторы: Р. Аткинсон, Р. Шифрин

Идея трехкомпонентной модели

Авторы: ?

Уровневый подход

Авторы: Ф. Крейк, Р. Локхард

Запоминание как побочный продукт немнестической познавательной деятельности

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность(стр. 37 – 55)

В действительности никаких мотивов не существует => они суть условные, облегчающие понимание, вспомогательные конструкты нашего мышления, или, на языке эмпиризма – гипотетические конструкты

Гипотетический конструкт – условная, промежуточная (Толмен) переменная, которая может вставляться в схему объяснения действия между исходными наблюдаемыми обстоятельствами ситуации и последующими наблюдаемыми явлениями в самом поведении

ГК нельзя выдумать и произвольно поместить в мир. Сначала надо установить исходные («антецедентные») условия для явления, затем – эффекты, им производимые (пример с влиянием голода на решение задач животными - потребность как ГК)

Познавательная ценность ГК определяется его местом (между исходными условиями ситуации, индивидуальными особенностями субъекта и наступающим действием)

Мотив – гипотетический конструкт для объяснения индивидуальных различий в деятельности, осуществляемой в идентичных условиях

Основные проблемы психологии мотивации

Гипотетический конструкт Проблема
Мотив Мотив Мотив Мотив Мотивация Мотивация     Мотивация   Мотивация 1. Классификация мотивов 2. Генезис мотивов 3. Измерение мотивов 4. Актуализация мотивов 5. Смена и возобновление мотивации 6. Мотивированная целенаправленность мотивационный конфликт 7. Опосредующие процессы саморегуляции 8. Действенность мотивации

 

 

8 основных проблем + идея о гипотетических конструктах => пять планов экспериментального изучения мотивации

НП – заранее намеченные, контролируемые и изолируемые в экспериментальной схеме условия

ЗП – особенности или изменения поведения испытуемого

НП и ЗП присутствуют в эксперимента на уровне описаний, а не гипотетических объяснений

НП – ГК (уровень объяснения, не доступный непосредственному наблюдению) – ЗП

ГК в психологии нагружены дополнительными значениями

ГК – переменная величина:

· Диспозиционные переменные (относительно постоянная во времени, но варьирует у разных индивидов)(мотив)

· Функциональные переменные: кратковременный процесс или состояние (значимы различия у одного индивида)(мотивация)

ГК должны быть связаны с данными

Типы связей в эксперименте:

· НП → ГК: вводит функциональную переменную «мотивация»

· ГК → ЗП: вводит диспозиционную переменную «мотив»

 

I. Экспериментальный план первого типа

 

Оба гипотетических конструкта не разделяются

НП → (ГК1 → ГК2) → ЗП

Связь между двумя ГК – линейная возрастающая

Варьирование условий актуализации специфического мотива

Ia: изменение интенсивности ситуации

Ib: изменение содержательного спектра (экстенсивности) ситуации

Для анализа проблем 1 и 4

II. Экспериментальный план второго типа

Разделение двух ГК

Решение проблемы 3

IIa: констатация различий в интенсивности индивидуальной выраженности мотива

IIb: констатация различий в экстенсивности индивидуального проявления мотива

III. Экспериментальный план третьего плана

 

Проблема 2

Условия актуализации мотива не контролируются

I. Экспериментальные планы четвертого и пятого типов

II. Анализ мотивации

III. Решение проблем 5 – 8

IV. Мотив – НП

V. ЗП – поведенческие аспекты→ корреляционные исследования

Ситуация неизменна – пятый тип – многофакторная схема. Можно оценить по отдельности вклад ситуации (НП1) и мотива (НП2) в итоговую мотивацию (ГК2), проявляющуюся в критериальных формах поведения (ЗП)

Ситуация варьируется вместе с другими НП (выраженность мотива)