Взаимосвязь уровня значимости, мощности, размера эффекта и размера выборки при проверке статистических гипотез
Экскурс 8.2.
Количественное представление экспериментально установленной зависимости
Одну и ту же переменную можно интерпретировать по-разному
Проверка гипотез о количественных закономерностях предполагает возможность проведения многоуровнего эксперимента, где НП представлена в шкале порядка+
Если условия экспериментального фактора заданы в шкале наименований – о количественных гипотезах или количественных закономерностях речи не может быть. Данные в виде диаграмм или гистограмм, но отражают лишь количественные показатели ЗП
Количественное измерение НП – условие проверки гипотез о количественно описываемых видах зависимости между переменными
Реконструкция количественной зависимости при качественном характере ответа – как у Фехнера при «да – нет»
В ситуации многоальтернативного выбора испытуемый не решает задачу психологического измерения, но осуществляет простую моторную реакцию и ЗП является временем реакции
Не всякая логарифмическая кривая интерпретируется как психологическая шкала
Количественная оценка экспериментального эффекта как разницы выборочных значений фиксируемых показателей в экспериментальном и контрольном условиях предполагает такое допущение, как возможность количественного измерения изменений в показателях психологической методики
Установление экспериментального эффекта на основе сравнения выборочных средних требует, чтобы значения ЗП были измерены как минимум на уровне шкалы интервалов. Тогда можно использовать критерий Стьюдента (t-критерий)
Нужно различать:
· Количественную обработку результатов эксперимента и измерение переменных
· Измерение показателей ЗП и отображение психологической реальности, представленной в реконструкциях базисных процессов и в приписываемых психологическим шкалам количественных свойствах
Проверка значимости, или тестирование нуль-гипотезы – ПЗНГ (NHST)
Неотвержение нуль-гипотезы в случае ее ложности (ошибка 2-ого рода, β)
Популяционный эффект: разница средних ЗП для условий с отсутствием и наличием Х-воздействий – его наличие означает его безусловного обнаружения в рамках конкретного исследования , что связано с вопросами мощности исследования и статистического критерия
Вероятность пропуска существующего эффекта: β
Вероятность обнаружения существующего эффекта: 1 – β. Это и есть формула мощности (вероятность правильного отвержения нуль-гипотезы в пользу альтернативной гипотезы (т.е. обнаружения статистически значимого эффекта)
Мощность исследования зависит от:
1) Уровня α, устанавливаемого исследователем, направленности гипотезы и уровня значимости p
2) Размера эффекта и его вариативности в популяции
3) Количества испытуемых, т.е. размера выборки
ð В конкретном исследовании уровень значимости p определяется размером эффекта, размером выборки и степенью вариативности данных
Обнаружение маленьких эффектов требует больше усилий
Понижение вариативности данных ведет к повышению мощности
Т.к. мощность возрастает нелинейно как функция размера эффекта, то конвенциально: установление значения мощности на уровне 1 – β = 80 (т.е. 80% вероятность обнаружения значимого эффекта в случае его наличия)
Оценка следований с точки зрения их сензитивности по отношению к выявляемому эффекту
Величина выборки, необходимая для достижения 80% эффекта мощности при α = .05 в зависимости от размера эффекта
Тип анализа | Размер эффекта | ||
маленький | Средний | большой | |
t-тест для независимых выборок | d = 0.20 , n = 393 в каждой группе | d = 0.50 , n = 64 в каждой группе | d = 0.80 , n = 26 в каждой группе |
t-тест для зависимых выборок | d = 0.20 , n = 196 в каждой группе | d = 0.50 , n = 33 в каждой группе | d = 0.80 , n = 14 в каждой группе |
Корреляционный анализ (r Пирсона) | r = .10 , n = 617 | r = .30 , n = 85 | r = .50 , n = 28 |
Глава 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ОБОБЩЕНИЯ
9.1. Каузальность и психологические законы
Содержательная интерпретация психологической причинности – необходимое звено содержательного планирования эксперимента
Существование разных представлений о соотнесении дедуктивно полагаемых законов и эмпирически устанавливаемых закономерностей в рамках разных школ
К. Левин
· Кондиционально-генетические законы
· «Научная практика» всегда важнее «философской идеалогии»
· Психологические закономерности, выходящие за область психологии ощущений , описываются скорее «полузакономерностями», или регулярностями с достаточной долей отклонений от нормального их протекания
· «Другая вера в закономерность психического»: основана на содержательном развитии психологических знаний
· Противопоставление эпохи «психологии элементов» эпохе «психологии целостностей»
· Сущность закона должна соотносится с понятием типа, а не с понятием множества
· Может быть достаточно и одного случая, если он является индивидуальным представителем типа, т.к. тип отражает каузальные связи в ситуации, или каузально-генетические свойства, которые не сводятся к феноменальным свойствам явлений, доступных непосредственному восприятию
· Закон может кондиционально-генетически объяснять последовательности внешне совершенно разнородных процессов как представляющих один и тот же тип
· Распознавание «действительных» целостностей – предпосылка для установления законов психических процессов
· Закон отражает каузально-генетический тип процесса
· «Динамические в узком смысле слова факторы» – решающие для каузально-генетических интерпретаций
· Зависимости в школе Левина – динамические законы
· Стремление построения психологического закона по аналогии с ествественно-научным => составляющие психологического закона:
1) Общее утверждение, связанное с пониманием закона как сущности явлений и их причинно-следственного генеза
2) Специальное для этой теории представление о целостностях и динамических силах, стоящих за каузальностью
· Без содержательного, т.е. концептуального, представления психологических понятий говорить о законах в психологии бессмысленно
Вероятностной оценке подвергаются не законы, а статистические гипотезы, претендующие на связь только с одним из условий причинного вывода: оценки достоверности, или значимости, результатов с точки зрения отвержения гипотез о том, что переменные не связаны
Нет статистической связи, т.е. регулярности – искать каузальные зависимости бессмысленно
Ж. Пиаже:
· Закон как «логическая координация», относимая к тем или иным психологическим (онтологическим) реалиям
· Три методологических основания:
1) Утверждение причины мыслью, а не выведение закона из природы (Декарт: causa sive ratio)
2) Общая методология Пиаже: логика – средство описания структур интеллекта, может уравновесить биологическую и психологическую составляющие причинного объяснения
3) Последовательная реализация идеи атеоретичности психологического подхода, который черпает свои основания именно из области эмпирии
· Синхронное понимание причинности
Л.С. Выготский:
· Закон не может сводиться к его внешнему выражению
Новое время: понятие воздействующей причины
Аристотель: целевая причина
Толмен, Левин: причинно-следственный детерминизм + целевая причина
Теория деятельности: принципы активности и опосредствования
Пиаже: синхронное понимание причинности
Юнг: принцип синхроничности (связь по смыслу, причинной связи нет)
Франкл: разведение детерминации психики и биологических причин, смысловая причинность
Причина как каузально действующее условие – не чисто психологическое понимание
Разведение законов и причинно-действующих условий – классические представления об экспериментировании
7.4. Конкурирующие объяснения в мире теорий
Установление экспериментальных эффектов служит целям обобщений гипотез за пределы экспериментальной ситуации
Целостный контекст научных представлений, сложившийся к определенному времени
Мир теорий: разные типы психологических объяснений + разные процедуры установления эмпирических зависимостей => несоответствие процедур получения данных с позиций разных теорий
Критический эксперимент: проводится в случае, если удается разработать единую процедуру для получения экспериментальных данных, на основе которой возможно сопоставление разных механизмов и обсуждение адекватности разных теоретических интерпретаций изучаемых базисных процессов
Контрольный эксперимент: одно теоретическое предположение проверяется с точки зрения получения данных за и против предполагаемого объяснения (все истинные эксперименты – контрольные, т.к. вероятность получения данных за и против должна быть 50/50)
Спор между теориями идет в «мире теорий». При этом у каждой из сторон свой экспериментальный материал
«Старые» теорию готовят почву для «новых» (накопление фактов, модели забегают вперед, познавательное противоречие)