Экскурс 2.2.
Тип эмпирических данных с точки зрения возможностей их актуального получения
Проблема неспецифичности типов показателей по отношению к изучаемым проблемам
Тип данных с точки зрения исследовательской цели
Психологическое исследование и психологическое исследование – их цели надо разводить, что показывает относительность методических процедур с точки зрения разных контекстов
Цель обследования: исследовательские приемы – экспериментальные пробы, реализация постановки психологического диагноза; экспериментально-клинический метод (результаты эксперимента для обоснования заключения); задача анализа индивидуального случая, идеографический подход
Цель исследования: познание психологических закономерностей
Общие и специальные методики: разная связь каких-то показателей с конкретными проявлениями психологической реальности (базисными процессами), реконструируемыми на их основе
· Специальные методики: изучение чего-то одного (тест Бурдона – особенности внимания), входят в разные исследовательские схемы
· Неспецифичность методики: относительная свобода в выборе гипотетических конструктов или интепретационных схем
o Наблюдение не только как перекодирование информации
o Методические средства = психологическая интерпретация – неправильно. Любые методики могут изменяться с точки зрения понимания процессов, реконструируемых по результатам применения
Классификация психологических методов Р. Кеттэла по критерию типа эмпирических данных:
· L (life record) – жизненные документы. Поучены в более ранних исследованиях, Или их составляет сам испытуемый. Это свидетельства прошлого, фиксация продуктов прошлой психологической деятельности. Как исторические документы. При интерпретации – реализация нормативов анализа документов
· T (test) – из актуального исследования, к ним можно применять формы контроля, могут быть перепроверены. Это результаты тестов, фиксирующих показатели достижения (как форма «реактивного» поведения испытуемого). Дифференциально-психологический характер: сопоставление результатов разных людей в тех же ситуациях
· Q (questionare) – из актуального исследования, к ним можно применять формы контроля, могут быть перепроверены
Психолог, отдел кадров, сведения о частоте совершения водителями автопарка ДТП, построение многоуровневой переменной, сопоставление этой переменной с показателями другой психологической переменной – случай со статистическими данными
Психолог, отслеживание частоты ДТП, задавание интересующих вопросов -> множество информации об условиях ДТП, личностных реакция водителей на случившееся, субъективных причинах и пр. – случай с расширенными возможностями проверки каузальных гипотез